Исламский портал
Волгоградской области
Мы в социальных сетях:

Золотая середина

Проявление чрезмерности и недостаток в чём-либо всегда порицались: мудрыми людьми порицается чрезмерность в любви к мирскому, медиками порицаются недостаток в лекарственном средстве и переизбыток, спортивными тренерами порицаются перетренированность и недотренированность (первое порой хуже второй), диетологами порицаются излишество или недостаток в микроэлементах, витаминах, макроэлементах и т. д.

 

Возьмём, к примеру, такое исцеляющее явление, как сон. Так вот, учёными доказано, что если продолжительность сна определённого человека составляет более 4 часов, то физиологические показатели организма приходят к такому состоянию, что в результате сердечнососудистая система испытывает серьёзные нагрузки. Впоследствии излишество во сне может привести к таким опасным болезням, как тромбоэмболия (закупорка сосудов), инфаркт миокарда, инфаркт мозга и т. д. Но и, как известно, недостаток уровня продолжительности здорового сна влечёт за собой возникновение отклонений в организме человека, которые впоследствии могут явиться причинами возникновения болезней не менее опасных, чем те, которые появляются при чрезмерности в нём.

 

Как мы видим на этом небольшом и простом примере – соблюдение равновесия является очень важной составляющей. Так вот, всё вышеперечисленное касается соблюдения баланса и гармонии для обеспечения благополучия и здоровья нашей телесной оболочки (как говорят мудрые люди – биологического скафандра). Тогда напрашивается вопрос: если золотая середина настолько важна для оптимального функционирования и существования нашего тела, тогда насколько важна она в обеспечении здоровья, благополучия и успеха на духовном уровне?

В многочисленных хадисах Посланника Аллаха (мир ему и благословение) передаётся, что упущения и проявления излишества в религии – это не путь истинного мусульманина: 

«Поистине признаком почитания Аллаха Всевышнего является проявление уважения по отношению к знающему наизусть Коран, который не излишествует в отношении него и не делает упущений» (Абу Дауд).

 

Насколько важно и необходимо придерживаться баланса в неуклонном соблюдении предписаний религии Ислам и не допускать впадения в крайности как в сторону послабления, так и в сторону чрезмерности, подчёркивается Кораном и хадисами.

 

Так о важности соблюдения золотой середины нам сообщается в Священном Коране:

 

«Мы сделали вас общиной, придер­живающейся середины» (сура «Ан-Ниса», аят 143).

 

На опасность впадение в излишества, опасность отклонения от середины нам указывает Пророк (мир ему и благословение) в следующем хадисе:

 

 «Остерегайтесь излишеств в религии, ибо тех, кто жил до вас, погубило излишество в религии!» (Насаи, Ибн Маджа).

 

Сообщается от ибн Масуда (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: 

 

«Погибли чрезмерствующие! Погибли чрезмерствующие! Погибли чрезмерствующие!»

 

Как мы можем видеть сегодня, особенно ярко чрезмерность проявляется у определённой группы сектантов, отклонившихся от истинного пути. И, как правило, эта чрезмерность в редких случаях проявляется не в соблюдении канонов религии, а в обвинении мусульман в куфре и впадении в многобожие. Складывается такое ощущение, что эти люди основным занятием для себя выбрали именно развешивание направо и налево ярлыков «кафир» и «ширкист». Как говорит учёный Али-хаджи из Кикуни, «будто бы эти люди взяли как вирд (задание от наставника) повторение слов «ширк, ширк, ширк». Но сейчас не об этом.

 

О нежелательности проявления чрезмерность нам повествует и следующий хадис:

 

Однажды видный сподвижник Салман аль-Фариси пришёл навестить Абу ад-Дарду.

Увидев его жену в изношенной одеж­де, он спросил:

«Что с тобой?»

Она ответила:

«Твой брат Абу ад-Дарда не нуждается в этом мире».

Когда Абу ад-Дарда принёс ему угощение, Салман сказал:

«Поешь».

Тот ответил:

«Я держу пост».

Салман сказал:

«Я не стану есть, пока не поешь ты!»

Он прервал пост и поел, а Салман решил остаться у них на ночь.

Посреди ночи Абу ад-Дарда хотел встать на намаз, но Салман сказал ему:

«Спи».

Через некоторое время он снова захотел встать, и Сал­ман снова сказал:

«Спи».

А в конце ночи Салман сказал:

«Теперь вставай», – и они вместе помолились.

Потом Салман сказал ему:

«Поистине у Господа твоего есть на тебя право, и у твоего тела есть на тебя право, и у жены твоей есть на тебя право, так отдавай же каждому обладающему правом должное!»

Когда Абу ад-Дарда рассказал об этом Пророку (мир ему и благословение), тот сказал:

«Салман прав».

 

Также в достоверном хадисе передаётся, что Посланник Аллах (мир ему и благословение) сказал:

«Не поступайте по отношению к себе сурово! Поистине тех, кто жил до вас, погубило то, что они проявляли суровость по отношению к себе. И вы можете найти оставшихся из них в кельях и монастырях» (аль-Бухари).

 

Упущения

 

Недавно у меня состоялся примерно такой диалог со знакомым:

Я не совершаю намаз, кроме пятничного коллективного намаза, – заявил он мне.

А что послужило причиной тому, что ты так поступаешь? – спрашиваю.

Не хочу «ударяться» в религию…

А с чего ты взял, что совершение пятикратной, вменённой в обязанность (!), молитвы является для мусульманина «ударением» в религию?

Ну не знаю, просто не хочу становиться фанатиком…

Неужели, брат мой, ты считаешь фанатизмом в религии то, соблюдение чего является обязательным?

Не знаю, – говорит.

 

После, естественно, я попытался в течение некоторого времени объяснить брату по вере, что означает в современном понимании некоторых «ультрасовременных» мусульман словосочетание «не удариться» в религию.

 

Сегодня термин «не удариться» используется некоторыми для оправдания в собственных глазах и глазах окружающих того, что на самом деле является упущениями в религии и неполным соблюдением предписаний Аллаха и сунны Пророка (мир ему и благословение). Упущения в религии не менее опасны, чем чрезмерность. Есть масса аятов и хадисов, повествующих о том, насколько опасным является такое «неударение» в религию, когда мусульманин не выполняет хоть одно из предписаний религии. Достаточно привести один лишь хадис о том, насколько опасно «не ударяться в религию», чтобы совершать только пятничную молитву.

 

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: 

«Намаз – это опора религии».

 

Есть и такой хадис Пророка (мир ему и благословение), в котором он предостерегает от оставления намаза: 

«Рухнет религия того, кто оставит намаз».

 

О важности намаза повествует и следующий хадис: 

«Знай, что лучшее из дел – это намаз (так что будь искренен в намазе и точен в исполнении его). И только настоящий верующий уделяет должное внимание вуду (тахарат, омовение)» (Ибна Маджа).

 

Даже такое, на первый взгляд, незначительное упущение, как недостаточное очищение от мочи, может явиться причиной могильных мук.

 

Передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) прошёл мимо двух могил и сказал:

«Поистине эти двое испытывают могильные муки. Что касается одного из них, то он ходил с клеветой, что касается второго, то он не укрывался от своей мочи» (Бухари и Муслим).

 

Сегодня перед некоторыми современными мусульманами встаёт необходимость осознания того, что является золотой серединой в Исламе. Ведь некоторые этнические мусульмане считают таковой вовсе не то, что считалось во времена Пророка (мир ему и благословение), табиинов и табиу табиинов. Несоблюдение одной части из сунны Посланника Аллаха (мир ему и благословение) считалось огромным упущением, а несоблюдение обязанностей, вменённых нам Всевышним, вообще считалось недопустимым (здесь даже не идёт речь об отрицании, ведь всем известно, что отрицание хоть одной буквы из того, с чем пришёл Пророк (мир ему и благословение), выводит мусульманина из Ислама).

 

Даже недостаточно частое покаяние является порицаемым в Исламе. Сам Пророк (мир ему и благословение), защищённый Всемогущим Аллахом от греха, при том, что он являлся лучшим из созданий, совершал покаяние (тавбу) 70 раз в день. Исходя из этого можно сделать вывод, что для нас, современных мусульман, совершения покаяния даже тысячу раз в день является недостаточным.

 

В хадис-уль-кудси Всевышний Аллах так предостерегает нас от упущений:

 «О, сын Адама! Не будь тем, кто допускает упущения в покаянии, тем, у кого слишком радужные надежды, тем, кто желает хорошей Вечной жизни (ахират) без совершения благих деяний, и тем, кто придерживается слов поклоняющихся, но совершает деяния лицемеров» (Проповедь 5 , Сборник священных хадисов, Абу Хамид аль-Газали).

 

Дай Аллах нам сил и разума быть истинными мусульманами, которые держатся прямого пути и не сбиваются ни в сторону отклонений, ни в сторону чрезмерности в чём-либо из религии Аллаха.

 


islam.ru