Исламский портал
Волгоградской области
Мы в социальных сетях:

Решение разногласий об Ибн Таймийе

Автор: Саид Фуда

 

Вопрос: Некоторые из братьев спрашивают: «Почему мы находим противоречие между учеными в вопросе, придавал ли Ибн Таймийя Всевышнему телесность? Из современников, как, например, Рамазан аль-Бути, а из предшественников – Мулла Али аль-Кари, отрицают «антропоморфизм» Ибн Таймийи, 

а имам ас-Субки и другие подтверждали его «антропоморфизм».

Ответ: Этот вопрос старый, новый и еще останется таким же (в будущем). Я убежден в этом, потому что ибн Таймийя сам по себе – проблемная личность, т.е., конечно, мы признаем, что он является ученым своего мазхаба и своего пути. И то, что он является большим ученым, известно из религии. Но никто из людей не сохранён от ошибок, и те, кто ошибаются, иногда бывают правы, а иногда ошибаются. И он, Ибн Таймийя, тоже не безгрешен. Я нашел Ибн Таймийю тем, кто отклонился от пути Ахлю Сунна валь Джамаа в той форме, которую я вкратце разъяснил на своих лекциях. Потому что он делал слишком громкие заявления и приводил в доказательство (на эти заявления) такие доводы, которые не были бы опорой  даже самым малым требованиям. Его утверждения были намного значимее, чем доводы (которые он приводил) для них.
 

Что касается самого вопроса «Почему мы находим разногласия между учеными насчет Ибн Таймийи?», не говоря уже о вышеупомянутых больших ученых, то это зависит от того, сколько книг Ибн Таймийи прочитал ученый, и какие из его книг он читал.

Например, человек написал сто книг, а я прочел только двадцать из них. Исходя из того, что я прочитал и что я понял из прочитанного, я делаю выводы об этом человеке, говоря: «Я не нашел Ибн Таймийю, или кого-то еще, придающим Всевышнему тело, антропоморфизм», и я бываю прав в том, что говорю.

 

Те ученые, имена которых были упомянуты выше, как, например, наш шейх, аль-Алляма, шейх аль-Бути – мы просим Аллаха, чтобы воздал им всем, не обращая внимание на некоторых людей, у которых свои тенденции, или политические стремления. Именно политические, которые не являются идеологическими.

 

Обязательной для Исламской уммы является объективность, даже если такая политическая позиция может привести к кровопролитию, или к чему-то подобному.

 

Мы не защищаем Шейха аль-Бути, но он не тот, кто привел государство Сирии к войне, и не тот, кто спровоцировал других на это. Это ученый человек, имеющий мнение, которое нужно уважать, и нам нельзя поносить его поведение/образ жизни, как это делают большинство людей, также нельзя его обвинять в куфре, а то мы возвратимся вспять. Мы превращаем вопрос о малых грехах в вопрос о больших грехах, а если вопрос касается ответвлений «фуруа», то мы превращаем его в вопросы основ (усуля).

 

Например, Шейх аль-Бути прочитал сборник книг Ибн Таймийи и говорит: «Я не нашел, в пределах того, что я прочитал из его книг…», вот так всегда говорит аль-Бути: «Я не нашел в пределах того, что я прочитал, что Ибн Таймийя, где бы явно говорил об антропоморфизме». И он в этом прав, и нет в этом неясности.

 

Также он говорит, что, как некоторые слова Ибн Таймийи указывающие на антропоморфизм, он сообщает: «Как я нашел слова, указывающие на антропоморфизм, из всего, что я прочитал из его книг, также я нашел у Ибн Таймийи и те слова, которые отрицают это (антропоморфизм)».

 

Он также говорит, что, когда находит два слова, противоречащие друг другу, или одно из двух, противоречащее Ахлю Сунне, а другое слово – соответствующее Ахлю Сунне, опираясь на хорошее предположение, на котором основывается Шейх аль-Бути, например, в отношениях с Башаром, даже с государствами, в дружбе с которыми его подозревают, основываясь на хорошем предположении, он говорит:«Я отношу слова Ибн Таймийи к тем,  которые соответствуют Ахлю Сунна, и это лучше чем относить их к словам, противоречащим позиции Ахлю Сунна». И в такой позиции есть большая богобоязненность, будь это верные слова или неверные.

 

Некоторые ученые, как имам ас-Субки, который являлся муджтахидом, то есть тем, кто достиг степени иджтихада в свое время, и с которым согласны большинство ученых; и я не знаю ни одного, кто бы отрицал то, что Такиюддин ас-Субки, да смилуется над ним Аллах, достиг этой степени; он прочитал определённые книги Ибн Таймийи, исследовал их, и после этого он вынес решение, что тот человек, который написал эти книги, и который говорит эти слова, исходя из очевидных его слов - так как мы не копаемся в сердцах, а выносим решение из того, что мы прочитали и что мы поняли из его слов, - он говорит: «В пределах того, что я прочитал из его книг, он придает Аллаху границу, то есть ограничивает Аллаха местом, также он говорит о том, что тела входят в божественную сущность Аллаха, и то, что Аллах движется, и так далее… и все это антропоморфизм, и также это уподобление Аллаха творениям». И это решение выносится на основе того, что вытекает из прочитанных им книг Ибн Таймийи.

 

И все таки, почему среди ученых есть разногласия насчет Ибн Таймийи?

 

Это все потому что книги Ибн Таймийи принимают различные/многосторонние чтения, некоторые ученые понимают эту сторону (из его книг), а некоторые - другую сторону.

 

В данный момент мы разбираем только мою личную позицию. Как я понимаю Ибн Таймийю? Действительно ли Ибн Таймия соответствует Ахлю Сунне? Отрицает ли он (по отношению к Аллаху) границы, или утверждает об их существовании, или же он иногда утверждает, а иногда отрицает, или же он одновременно утверждает и отрицает? То есть, что более верно?

 

Я, исходя из того, что прочитал из книг Ибн Таймийи, и исходя из моих исследований его и его книг, в соответствии с моими усилиями... Ведь я не претендую на то, что прочитал все его книги, но утверждаю, что прочел из его книг столько, сколько не прочитали большинство его последователей. Большинство его последователей не прочитали его книг, и не поняли их сущность, и они не смогут понять их, не потому что у них нет разума, а из-за их неспособности понять степень Ибн Таймийи в знаниях, и истину тех терминов, которые употребляет Ибн Таймийя в своих речах. Большинство из них не смогут постичь это.

 

Я говорю: он на самом деле утверждает  в отношении Аллаха ограниченность, движение и многое другое, вытекающее из антропоморфизма, в явной форме. Единственное, что мы может утверждать из того, что проявляется в книгах Ибн Таймийи: он не относит слово «тело» в явной форме к Аллаху, но и не отрицает его в явной форме. Сам смысл этого слова является проблемным для ибн Таймийи, и он разделяет между его терминологическим значением и не терминологическим.

 

Под терминологическим он имеет в виду обладание длинной, шириной и объемом, утверждая: «Если тело - это то, что обладает длинной, шириной и объемом, то Аллах является телом, но слово тело в отношении Аллаха я не употребляю, но Всевышний таковым является, т.е. материализованный, занимающий пространство, а это и есть то, что обладает длинной, шириной и объемом. А если под телом понимать то, что состоит из мяса и крови, или из каких-то элементарных частиц, или из каких-либо других вещей, то я не говорю об этом». Но расхождения, ведь, не касаются того, из чего состоит тело, а суть расхождения – является ли тело материализованным в пространстве или нет, это и есть основа вопроса.

 

И исходя из этого, я утверждаю, что ибн Таймийя – я не утверждаю это из-за своих страстей, а именно из того что он явно говорит – я утверждаю, что Ибн Таймийя придаёт Всевышнему границы, и по его мнению Всевышний Аллах -  материализованный, занимающий пространство.

 

Разногласие ученых о нем, как мы говорили, сводится к терминам Ибн Таймийи. Ибн Таймийя не говорит открыто об этом во всех своих книгах, в некоторых он конкретизирует, а в некоторых намекает. Это естественно для человека, который находился в обществе, не одобрявшем придание Всевышнему тела, не одобрявшем мутазалитскую акыду, не одобрявшем шиизм, и не одобрявшем еще много из того, что противоречит пути Ахлю Сунна. Человек, у которого есть сообразительность, способность читать и смотреть в книги, и так далее… а все эти качества были у Ибн Таймийи, он был смелым, отважным храбрецом, и никто не сможет усомнится в этих его качествах, они были в Ибн Таймийи… он временами открыто говорит об антропоморфизме, а иногда намекает на это.

 

Поэтому, некоторые ученые из его слов услышали намеки на антропоморфизм, а некоторые - открытые заявления, и каждый из этих учёных основывался на том, как он понял подразумеваемое словами Ибн Таймийи.

 

Отсюда и зарождается разногласие ученых об Ибн Таймийи. Я думаю тот, кто прочитает его книги, обнаружит, что он заявляет такие вещи. И большинство таких вещей он выявляет в своих глубоких книгах.

 

Один человек мне говорит, и так считает большинство: «О шейх Фуда,  я прочитал книгу Ибн Таймийи «аль-Васатия» и не нашел там, чтобы он открыто говорил о границе». Книга «аль-Васатия», как известно, - маленький, сокращённый матн. Он не писал её для подробного изложения акыды, или же для опровержения противника и т.д., он её написал в краткой форме, как  принято у тех, кто пишут матны в обобщенном виде, желая, чтоб в этом матне не было больших неясностей и ошибок, которые бы могли найти другие и предъявить тебе.

 

Мы ему говорим: «Тебе следует читать более углубленные книги Ибн Таймийи, и там ты найдешь то, что упомянул имам Таджуддин ас-Субки, его отец Такиюддин ас-Субки, и другие ученые, которые относят это к Ибн Таймийе».

 

Во всяком случае, я убежден в том, что стоять на стороне Ибн Таймийи не является похвальным поступком, как мы уже говорили в своих лекциях. Мы не стоим на стороне имама аль-Ашари, то есть наша акыда не заключена учении имама аль-Ашари, она не часть учения имама аль-Ашари, мы отделили нашу акыду от этого человека, от человека этого времени и места, и это то, чего я желаю от своих братьев, будь они теми кто восхваляют Ибн Таймию, или же осуждают его. Я желаю, чтобы они отделили акыду от личности Ибн Таймийи.

 

Мы не говорим об Ибн Таймии как о личности, жившей в восьмом году по хиджре, о том, что его рост был таким-то, или цвет кожи был таким-то, что он проживал в Шаме. Нет, мы не рассматриваем это, мы касаемся его убеждений, высказанных им, чтобы не сказал ревностно относящийся к Ибн Таймийе: «Между тобой и им – ненависть!» Нет между мной и им вражды и ненависти.

 

Однако, проблема эта в убеждениях, которые он высказывает и утверждает. Обрати внимание на вопрос, мы возвращаемся к понятному, о котором упомянули в нашей лекции: что такое правильное вероубеждение ислама?

 

Вот тут и происходят разногласия между мной и Ибн Таймийя, или разногласия между учеными Ахлю Сунна и Ибн Таймийя.

 

Я твердо убежден, что Ибн Таймия не был намерен отойти от правильного пути, так как он отдал все возможное для раскрытия исламского убеждения, не обращая внимание на то, был он в этом прав или нет, я утверждаю что он не был прав в большинстве своих утверждений, не был прав в том, в чем отличился от Ахлю Сунна, в тех вопросах, в которых его опередили по правоте Ахлю Сунна или же в общем, мусульмане, будь они из числа Ахлю Сунны или нет.

 

Т.е., не всякое, что сказал Ибн Таймийя, является ошибочным, разумный человек такого не скажет. Однако, во всем, в чем он отличался от Ахлю-Сунна,  я полностью убежден, в этих вопросах он ошибался, а он же считает, что был прав.

 

Мы не обсуждаем Ибн Таймийю или кого то еще, не обсуждаем, хотел ли он целенаправленно разрушить религию или же не хотел, мы говорим, что Ибн Таймийя чист от этого, и в этом я не сомневался никогда, начиная с молодости до сегодняшнего дня. Но я твердо убежден, что то, что говорит  Ибн Таймия, приведет к разрушению религии, хотя он этого и не желал.

 

Я твердо заявляю, что те ложные слова, которые говорит Ибн Таймия, в конце приведут к разрушению основ религии в душах людей.

Я приведу вам один пример. Один из ученых говорит: «Тот, кто утверждает, что его Бог - это категорически тело, в конце придет к одной из двух позиций:

 

- первое: он столкнётся с множествами шариатских текстов (которые будут противоречить тому, что он сказал);

 

- второе: если он и дальше последует тому, что его Бог – тело, это приведет его к безбожию/атеизму.

 

Например, допустим, некто говорит, что Бог всего сущего является телом, но если он будет  утверждать что Бог - это тело, а после начнет исследовать Коран и Сунну, это его приведет к противоречию с текстами Корана и Сунны.

 

Придание Аллаху тела в исламском вероубеждении приводит человека к противоречию (текстам Корана и сунны), к искажению, к аллегории, к отвращению к другим мусульманам, которые отрицают телесность Всевышнего Аллаха. Это первая позиция такого человека, мусульманин который утверждает, что Аллах - это тело, придет к тому, что он отойдет от понимания Корана и Сунны.

 

Человек, который изучает, исследует истину, не обращая внимание на то, является ли он мусульманином или нет, исследует и говорит: «Мои рассуждения привели меня к убеждению что Бог - это Тело». Если мы допустим такой пример, пречист Всевышний от всего этого, то это обязательно его приведет к тому, что тот Бог, которого он принял за Бога и решил, что Он - тело, не может быть Богом, потому что Бог не бывает телом, и не приемлемо, чтобы такой был Творцом, так как тело не творит тело, если Бог - это тело, то немыслимо, чтоб он творил другое тело.

 

Поэтому, все учёные, даже современники, в Европе и в Магрибе, утверждают немыслимость того, чтобы Бог был телом, это одна из бесспорных явных вещей.

 

Я говорю: если Бог - это тело, то немыслимо чтоб он был Творцом, а когда немыслимо, чтоб он был Творцом, то немыслимо чтоб он был и богом, так как тело не творит другое тело.

 

Один из больших имамов, Имам ас-Сануси, говорит в своей маленькой, в очень маленькой книге, которая называется «Сугра Сугра»: «Антропоморфизм приведет антропоморфиста к безбожию». Это он упоминает в двух строчках, если кто-нибудь посмотрит в «Сугра Сугра», то он увидит этот текст.

 

Я приведу вам в пример современника.  Один атеист, поясняющий, что он не мусульманин, то есть он говорит: «Я не мусульманин» и заявляет, что он – атеист. Его зовут Доктор Адиль Захир, очень известный светский ученый, ему принадлежат светские книги, глубокие труды по философии, размышления и подобные им. У него есть книга, которая называется: «Основа светской философии», есть и другая книга: «Приоритет разума», есть у него и другие книги.

 

Из книг, принадлежащих его перу, существует книга о религиозной философии. Он говорит, что те слова, которые содержат в себе фразы, что Господь является телом, - я написал ему опровержение на некоторые его книги, в том числе и на эту книгу, по которой мы обсуждаем вопрос, – он говорит, что если Творец этого мира имеет тело, то такой творец ни как не может быть Господом. Он не Бог этого мира, в котором мы живём, который мы чувствуем, в котором передвигаемся. И нет ничего, что принудило бы нас к мнению, что есть другое ограниченное тело, не этот мир, а Он, который сотворил все сущее, нет! Это абсурд с точки зрения разума.

 

Следовательно, это сразу соответствует тому, что установили наши прежние ученые, что антропоморфизм (муджасим) толкает к неверию. Отсюда вы понимаете, дорогие братья, всю опасность для веры от неправильного, неверного убеждения. Если даже многие люди говорят, что нет связи между акыдой и нравом, то я говорю, что не найдешь ты нравственное качество, которое  не строилось бы на убеждении. Есть очень тесная необходимая связь между нравами и убеждением, есть тесная необходимая связь между убеждением и путём к Всевышнему (сулюк), то есть, отклонения в убеждении неизбежно приведут к отклонениям на пути к Аллаху. Поэтому невозможно, чтобы строились нравственные качества, иначе, как на правильной акыде, нереально установить правильный путь к Аллаху (сулюк), кроме как на основе правильного убеждения.  

 

Исходя из этого, все ученые Ахлю Сунны, которым оказывают уважение, говорят: «Не может человек достигнуть высоких ступеней на пути Аллаха, кроме как познав Его. Высокие ступени на пути Аллаха  - это истинное познание Всевышнего, их сможет достигнуть только знающий Его. А невежда или относящий к Аллаху то, что Ему не соответствует, не сумеет достигнуть самых низких ступеней познания Аллаха».

 

Существует тесная связь между акыдой и путём (сулюк), и сказанное ранее – лишь часть того, что связано с этим вопросом, и об этом речь очень длинная.

Шейх Саид Фуда

источник: http://taalib.ru