Исламский портал
Волгоградской области
Мы в социальных сетях:

Как быть с пропущенными намазами и постами умершего?

По мазхабу имама Шафии, пропущенный пост в месяце рамазан обязательно надо возмещать до наступления следующего рамазана. А если человек его не возместил, то помимо поста ему обязуется выплатить дополнительно штраф в размере одного мудда – 650 грамм зерна. Но бывает много случаев, когда человек умер, не возместив пропущенные посты и намазы, и наследники интересуются, что можно за него сделать. Об этом и расскажем.

 

По этому поводу Хатыбу Ширбини в книге «Мугниль мухтадж» говорит: «В первую очередь, в таком случае рассматривается, в каком состоянии умер человек. Например, если он пропустил пост в месяце рамазан по причине болезни или же дозволенного сафара и умер, не возместив его по тем же причинам, то такие посты за него не возмещают и штраф не платят, так как нет греха на нём. А если он пропустил по халатности и мог возместить и, не возместив, умер, то его наследникам можно поститься за него или отдать штраф, в зависимости от того, сколько он пропустил по той же формуле Амирханова. Доказательством того, что за умершего можно давать штраф, является хадис Пророка (мир ему и благословение):

 

من مات وعليه صيام شهر,فليطعم عنه مكان كل يوم مسكينا

 

«Тот, кто умрёт и на нём посты, то накормите за его каждый день мискина [нуждающегося]» (см. Тирмизи, № 718). А доказательством того, что можно поститься, является хадис Пророка (мир ему и благословение):

 

«إنّ امّى ماتت و عليها صوم نذر, أفأصوم عنها؟ صومي عن أمك

 

В этом хадисе говорится, что когда одна женщина спросила у Пророка (мир ему и благословение), можно ли ей поститься за свою мать, которая умерла, не держав пост, Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Держи пост за свою мать» (см. Муслим, № 2696).

 

Также можно не наследнику, то есть не родственнику, держать пост за умершего, но только с разрешения наследника. А что касается пропущенных намазов, то по мазхабу имама Шафии за умершего их не возмещают и штраф за них не платят» (см. Мугниль Мухтадж, том 2-й, стр. 202–212, издательство «Даруль Файха»).

 

Но в книге «Фатхуль Муин» приводится мнение некоторых алимов, которые говорят о возмещении, как, например, имам Субки совершал намаз за некоторых своих родственников (см. «Фатхуль Муин», том 2-й, стр. 473, издательство «Даруль Файха»).

 

Есть также мнение ханафитских учёных, что за пропущенные намазы и посты можно заплатить штраф, который ими называется «искат».

 

Этому мнению можно последовать наследнику, который распоряжается имуществом умершего.

 

Для иската тоже есть свои условия, которые оговариваются в книге «Фатхуль Аллям».

 

Из неё следует, что в среде учёных-ханафитов есть мнение, что если человек умер и у него есть пропущенные намазы, за которые он сделал завещание выплатить кафарат, то наследник обязан отдать за каждый пропущенный намаз полсаха пшеницы, также отдают за витру-намазы и за посты. А если не завещал, то наследнику можно и самому выплатить за него, и выплачивается кафарат с третьей части его имущества, которую он может завещать. А если же у покойного нет имущества вообще или же его долги по намазу и постам превышают его имущество, или наследник сам желает отдать за него, то в таком случае им разрешается взять в долг полсаха или же цену и отдавать мискину. Затем мискин возвращает наследнику, и так дают–возвращают до тех пор, пока не завершатся его долги, из этого понимается, что во время иската должны присутствовать нуждающиеся (т. е. мискины и фахиры) и нужно дать знать им, если за умершего собираются сделать давру (вращение) и объяснить им ситуацию (что у умершего долги превышают треть имущества). Это делается для того, чтобы они (мискины) во время давра (вращения) знали его положение и были довольны (вращением). Обязуется мусульманину указать в завещании имущество, соответствующее его долгам, даже если его долги охватывают всю треть его имущества. А если он, будучи материально состоятельным, завещал мало имущества или повелел давру (вращать), как описано выше, и оставил остальное имущество наследникам или подарил кому-либо, то он впадает в грех. Великий учёный ибн Абидин говорит, что этим характеризуется состояние завещаний в наше время, когда человек умирает и у него в долгу много намазов, закятов и т. д., но он завещает малое количество денег на выплату долгов, а всё завещание или же его большую часть на чтение за него Корана или на его пышные похороны, на что учёные прямо говорят, что такое завещание не действительно.

 

Муфтий ханафитского мазхаба Абу Фавз по поводу иската говорит, что не следует мусульманину опираться на завещание, в котором он указал, чтобы после его смерти за него сделали искат, потому что нет для этого прямого указания в Коране и Сунне, подобно посту. Поэтому ханафитские учёные относительно пропущенных намазов говорят о допустимости выплаты штрафа за них, а относительно пропущенных постов – об обязательности выплаты штрафа за них. Также по решению ханафитских учёных обязуется делать завещание на искат, указав при этом точное количество пропущенных намазов и будучи возмещающим их ещё при жизни. Также желательно тому, кто возместил уже свои намазы и даже тому, кто не пропускал их, завещать немного имущества, чтобы за него сделали искат с давром (вращением) за какие-либо погрешности, которые возможны в намазе. Это является весьма желательным в качестве предосторожности.

 

Тогда из выше сказанного понимается, что если в день обязуется шесть намазов (так как имам Абу Ханифа считает витру-намаз тоже обязательным), а в арабском году 354 дня, то за год получается 2124 намаза, и если за каждый намаз обязуется полсаафидя (штрафа), то за год пропущенных намазов получается 1062 саха, и, как было сказано, выплачивается с трети имущества покойного, а если долг превышает эту сумму, то тогда разрешается давру (вращение). Также учитывают продолжительность жизни человека с момента его совершеннолетия (по мазхабу Абу Ханифы – с 12 лет для мальчиков и с 9 лет для девочек) и до смерти.

 

И в конце раздела об искате автор, повторяясь и указывая на его важность, говорит, что если завещали меньше, чем треть имущества, или же вообще не указали (на искат), или же потратили всё завещание на желательные вещи, такие как раздача хлеба или мяса, или на красивые похороны, или на надгробный памятник, или на чтение Корана за него, и оставил то, что обязуется выплатить (штраф) за пропущенные намазы и посты, то человек впадает в грех из-за проявления халатности по отношению к обязательному.

 

(«Фатхуль Аллам», том 4-й, стр. 104–109, издательство «Дару ибн Хазм».)

 


islam.ru