Исламский портал
Волгоградской области
Мы в социальных сетях:

Абу Хафс У́мар ибн аль-Хаттаб аль-Адавий рады Аллаху ‘анху

Сподвижник Посланника Аллаха салля Ллаху ‘алейхи ва саллям, второй Праведный халиф  (634—644), выдающийся государственный деятель. Известен как Умар ибн аль-Хатта́б аль-Фарук и Омар I.

 

Родился в 581 (582) г. в Мекке — умер в ноябре 644г. в Медине.

Отцом ‘Умара рады Аллаху ‘анху был аль-Хаттаб ибн Нуфайль, а дедом — Нуфайль ибн ‘Абд-аль-‘Узза, к которому курайшиты часто обращались, прося рассудить их и вынести решение по их делу.

Матерью ‘Умара рады Аллаху ‘анху была Хантама бинт Хашим ибн аль-Мугира. Говорили также, что она была сестрой Абу Джахля, однако большинство историков считают, что она приходилась ему двоюродной сестрой.

 

Он рос так же, как и его соплеменники - курайшиты. Однако, он отличался от них тем, что научился читать, а обученных грамоте среди арабов того времени было очень мало. Он с детства привык к ответственности. Его жизнь была суровой. Его воспитывали в строгости, и он не видел ни роскоши, ни богатства. Его отец аль-Хаттаб был очень жёстким человеком, и, ещё будучи мальчиком, ‘Умар пас его верблюдов. Жестокость отца оставила глубокий след в душе ‘Умара рады Аллаху ‘анху, и впоследствии он часто вспоминал об этом.

‘Умар рады Аллаху ‘анху с ранних лет занимался борьбой, ездил на лошади, знакомился с поэзией арабов и сам сочинял стихи. Он интересовался историей своего народа, узнал немало о славных подвигах арабов и их скверных деяниях, об их войнах и важных событиях, которые происходили с ними.

‘Умар рады Аллаху ‘анху занялся торговлей и стал одним из самых состоятельных людей в Мекке. Он занял видное место в мекканском обществе и принимал активное участие в его жизни.

 

Источники сообщают, что он отличался светлой кожей и красивым лицом, имел большие, длинные усы. Он был мощным, мускулистым. У него были крупные кисти рук и ступни, Умар рады Аллаху ‘анху выделялся среди своих соплеменников высоким ростом и в толпе его можно было сразу увидеть. Когда он шёл, казалось, что он едет верхом.

Походка Умара рады Аллаху ‘анху была быстрой, голос — очень громким. Он был очень сильным и строгим. Как до принятия ислама, так и после Умар рады Аллаху ‘анху был жёстким и требовательным, человеком необычайно энергичным, властным и очень вспыльчивым. Но при этом умеющим держать себя в руках.

 

У ‘Умара рады Аллаху ‘анху было в разное время семь жён и тринадцать детей:

-сыновья — Зайд-старший, Зайд-младший, ‘Асым, ‘Абдаллах, ‘Абд-ар-Рахман-старший, ‘Абд-ар-Рахман-средний, ‘Абд-ар-Рахман-младший, ‘Убайдаллах и ‘Ияд,

-дочери — Хафса, Рукайя, Зайнаб и Фатыма.

 

‘Умар рады Аллаху ‘анху был мудрым, красноречивым, проницательным, сильным, выдержанным, благородным человеком, и в споре он умел ясно излагать свои аргументы и обосновывать свои утверждения. Благодаря этим качествам он стал послом курайшитов и не раз выступал в качестве посредника между курайшитами и другими племенами.

Он защищал обычаи арабов и всё то, что было для них привычным. ‘Умар рады Аллаху ‘анху был очень искренним по натуре человеком, что заставляло его горячо отстаивать то, во что он верил.

Возможно именно поэтому он был так жесток в отношении мусульман до того как сам принял ислам. Однажды он даже решил убить Пророка Мухаммада салля Ллаху ‘алейхи ва саллям. По дороге к Мухаммаду салля Ллаху ‘алейхи ва саллям он встретил Нуайма ибн Абдуллаха, который рассказал ему о том, что его сестра и зять стали мусульманами. Вернувшись домой, он обнаружил свою сестру с мужем за чтением аятов из суры «Та Ха» и в ярости начал избивать своего зятя. Успокоившись, Умар рады Аллаху ‘анху ознакомился с содержанием Корана и заинтересовался исламом. После этого Умар ибн аль-Хаттаб рады Аллаху ‘анху отправился в дом Аркама, где находился пророк Мухаммад салля Ллаху ‘алейхи ва саллям и другие мусульмане, и засвидетельствовал свою веру перед ним.

 

До нас дошло множество хадисов о достоинствах ‘Умара ибн аль-Хаттаба рады Аллаху ‘анху.

Посланник Аллаха салля Ллаху ‘алейхи ва саллям сказал: «Среди живших до вас были люди, вдохновляемые Всевышним, и если в моей общине есть такие, то это ‘Умар» [Бухари].

 

Воспитание и знания, которые ‘Умар рады Аллаху ‘анху получил от Посланника Аллаха салля Ллаху ‘алейхи ва саллям, оказали на формирование его личности несравнимо большое влияние.

После принятия ислама ‘Умар рады Аллаху ‘анху стал проявлять живой интерес и к Книге Всевышнего. Он стал заучивать Коран и читать Его, размышлять над Его аятами и спрашивать Посланника Аллаха салля Ллаху ‘алейхи ва саллям об их толковании и причинах их ниспослания. Он не только заботился о том, чтобы правильно читать каждый аят, но и регулярно повторял уже заученное.

‘Умар рады Аллаху ‘анху был одним из самых способных учеников Пророка салля Ллаху ‘алейхи ва саллям.

‘Умар рады Аллаху ‘анху передал от Посланника Аллаха салля Ллаху ‘алейхи ва саллям 539 хадисов.

‘Умар рады Аллаху ‘анху был лучшим из людей после посланников Всевышнего и Абу Бакра ас-Сыддика рады Аллаху ‘анху.

 

Хадисы об ‘Умаре рады Аллаху ‘анху

‘Абдаллах ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха салля Ллаху ‘алейхи ва саллям сказал: «Однажды я увидел во сне, что мне поднесли кубок молока, которое я пил до тех пор, пока не заметил, что влага выходит у меня из-под ногтей, после чего отдал остаток ‘Умару ибн аль-Хаттабу».

Люди спросили: «Как же ты истолковал этот сон, о Посланник Аллаха?» Он ответил: Это знание».

Посланник Аллаха салля Ллаху ‘алейхи ва саллям сказал: «Мне приснились люди, одетые в рубахи. Некоторым рубахи доходили только до сосков, иные же были ещё короче. И рядом со мной прошёл ‘Умар ибн аль - Хаттаб, на котором рубаха была столь длинной, что даже волочилась по земле». Люди спросили: «Как же ты истолковал это, о Посланник Аллаха?» — и он сказал: «Это — религия» [Муслим].

 

Са‘д ибн Абу Ваккас рады Аллаху ‘анху сказал: «Однажды ‘Умар попросил разрешения войти к Посланнику Аллаха салля Ллаху ‘алейхи ва саллям. В это время у Посланника Аллаха салля Ллаху ‘алейхи ва саллям сидели женщины-курайшитки, которые разговаривали с ним и громко просили его дать им больше того, что он уже дал. Когда ‘Умар попросил разрешения войти, женщины встали и поспешили спрятаться за занавеской, а Посланник Аллаха салля Ллаху ‘алейхи ва саллям позволил ему войти. Заметив, что Посланник Аллаха салля Ллаху ‘алейхи ва саллям смеётся, ‘Умар сказал: Да продлит Аллах радость твою, о Посланник Аллаха!

Пророк салля Ллаху ‘алейхи ва саллям сказал: Я дивлюсь женщинам, которые сидели у меня, — услышав твой голос, они поспешили спрятаться за занавеской.

‘Умар сказал: О Посланник Аллаха, ты более достоин того, чтобы тебя боялись.

Потом ‘Умар сказал: О враги самих себя, неужели вы боитесь меня и не боитесь Посланника Аллаха салля Ллаху ‘алейхи ва саллям ?!

Женщины сказали: Да, потому что, в отличие от Посланника Аллаха салля Ллаху ‘алейхи ва саллям, ты груб и суров!

После этого Посланник Аллаха салля Ллаху ‘алейхи ва саллям сказал: Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, встретив [тебя] на дороге, Шайтан всегда будет переходить на другую дорогу и идти по ней!» [Бухари]. Из этого хадиса можно понять, что Шайтану не дано было одолеть ‘Умара рады Аллаху ‘анху.

 

Абу Хурайра рады Аллаху ‘анху сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха салля Ллаху ‘алейхи ва саллям сказал: Однажды во сне я увидел себя у колодца, на краю которого стояла бадья, и я вычерпал столько воды, сколько пожелал Аллах. Потом эту бадью взял Ибн Абу Кухафа и вытащил несколько бадей, однако, делая это, он проявил слабость, за что Аллах простит его. Потом эта бадья превратилась в огромную кожаную бадью, которую взял Ибн аль- Хаттаб, и я не видел, чтобы кто-нибудь из предводителей людей черпал так, как это делал ‘Умар ибн аль-Хаттаб. Продолжалось же это до тех пор, пока люди не отогнали скот на отдых».

И действительно, время правления ‘Умара рады Аллаху ‘анху было периодом согласия, процветания, благополучия и расширения границ исламского государства.

 

После кончины Абу Бакра рады Аллаху ‘анху ‘Умар рады Аллаху ‘анху приступил к исполнению обязанностей халифа, бразды правления были переданы ‘Умару рады Аллаху ‘анху законным и справедливым способом с применением принципа совета.

 

Жизнь ‘Умара рады Аллаху ‘анху была воплощением Книги Аллаха и Сунны Посланника Аллаха салля Ллаху ‘алейхи ва саллям.

‘Умар рады Аллаху ‘анху заботился о женщинах, особенно о вдовах и тех, чьи мужья временно отсутствовали, и следил за соблюдением их прав.

Однажды Тальха увидел, как ‘Умар рады Аллаху ‘анху вышёл из своего дома ночью, и последовал за ним так, чтобы тот его не заметил. ‘Умар рады Аллаху ‘анху вошёл в один дом и спустя некоторое время вышел и вернулся домой. Утром Тальха отправился к этому дому и обнаружил там старую и слепую женщину, которая не могла ходить. Он спросил её: «Что за человек приходит к тебе?» Она ответила: «Он уже давно постоянно навещает меня, приносит мне то, в чём я нуждаюсь, и выносит мусор».

 Особое внимание ‘Умар рады Аллаху ‘анху уделял молитве, он порой плакал во время совершения молитвы так, что его плач слышали даже молящиеся в последних рядах.

 

Достижения ‘Умара рады Аллаху ‘анху

При ‘Умаре рады Аллаху ‘анху:

Медина стала центром религиозного знания.

Число мечетей, в которых совершалась пятничная молитва, достигло двенадцати тысяч.

‘Умар рады Аллаху ‘анху расширил мечеть Посланника Аллаха салля Ллаху ‘алейхи ва саллям в Медине, произвёл небольшие изменения в Заповедной мечети в Мекке.

Самые лучшие ученики получали поощрительные призы.

Он также поощрял изучение арабского языка.

В эпоху ‘Умара рады Аллаху ‘анху резко возросло число грамотных людей.

Он не только создал систему образования, но и успешно решал экономические, политические, финансовые и военные вопросы и создавал соответствующие государственные аппараты.

Например, государственная казна, судопроизводство, налоги, хранилища для провизии.

Он, наравне, со своим народом терпел нужды и тяготы во время голода в 18 году. Он создал в этот год приюты для всех нуждающихся и сам работал в них. Приостановил применение установленных Шариатом наказаний в голодный год.

Произвел административное деление исламских территорий: Мекка, Медина, Таиф, Йемен, Бахрейн, Египет, Шам, Ирак и земли персов.

Создал особый секретный аппарат, задачей которого было докладывать ‘Умару рады Аллаху ‘анху о деятельности наместников.

 

Смерть ‘Умара рады Аллаху ‘анху

Существуют разные версии, но они сообщают нам, что смертельную рану ему нанёс раб аль-Мугиры ибн Шаъбат из Куфы по имени Абу Луълуат. Он был огнепоклонником». А Абу Рафи‘ сказал: «Абу Луълуат был рабом аль-Мугиры ибн Шаъбат. Он был ремесленником и занимался изготовлением мельниц».

Источники нам также сообщают, что раб этот был не доволен своим господином, просил ‘Умара рады Аллаху ‘анху заступиться за него. Заступничество он получил, но ему показалось мало и он стал требовать большего. В итоге в его сердце зародилась ненависть и жестокость к ‘Умару рады Аллаху ‘анху.

Он сделал себе кинжал, наточил его и вымочил в яде. Абу Луълуат дождался удобного случая. Он подстерёг ‘Умара рады Аллаху ‘анху, когда тот вышел на утреннюю молитву и ударил его кинжалом несколько раз. ‘Амр ибн Маймун сказал: «Я слышал, как сразу после ранения ‘Умар рады Аллаху ‘анху произнёс: «Предопределённое Аллахом обязательно исполняется!» (33:38)».

 

‘Умар рады Аллаху ‘анху избрал не одного, а шесть кандидатов в преемники и предложил мусульманам путём совета избрать халифа из их числа. Все избранные ‘Умаром рады Аллаху ‘анху сподвижники были участниками битвы при Бадре, всеми ими Посланник Аллаха салля Ллаху ‘алейхи ва саллям был доволен до самой своей кончины и все они были достаточно компетентными, мудрыми и опытными, чтобы стать правителями мусульман, хотя они и отличались характерами и способностями.

‘Умар рады Аллаху ‘анху также назначил время, в течение которого должно было происходить обсуждение кандидатур, и остальные условия, необходимые для проведения выборов нового халифа.

После погребения избранные им шесть человек собрались для исполнения решения второго праведного халифа.

 

‘Умар рады Аллаху ‘анху был примером справедливого и верующего правителя, богобоязненного и скромного, правящего твёрдой рукой, честного и достойного доверия. Он был для мусульманской общины надёжной крепостью. Он был главнокомандующим войск, открывавших новые земли для ислама. Он был факихом и муджтахидом, а также справедливым и беспристрастным судьёй и заботливым и милосердным отцом для своей паствы — для малого и старого, слабого и сильного, богатого и бедного. Он искренне верил в Аллаха и Его Посланника салля Ллаху ‘алейхи ва саллям и был искусным политиком и мудрым и решительным управленцем. В его эпоху мусульманская община обрела силу и укрепились опоры исламского государства. В его эпоху были одержаны величайшие победы — например, в сражениях при Кадисийи, Джалюле, Мадаине и Нахаванде, а Шам и Египет были освобождены из-под власти византийцев. Ислам приняли жители большинства областей, граничащих с Аравией. Во времена правления ‘Умара рады Аллаху ‘анху в исламском государстве не было смут.

Со смертью ‘Умара ибн аль-Хаттаба рады Аллаху ‘анху была перевёрнута одна из самых ярких и блистательных страниц исламской истории. Это был удивительный, неординарный человек, который никогда не стремился к богатству и власти и которого не ослепил блеск украшений мира этого. Мирские блага не смогли заставить его отклониться от прямого пути, он никогда не использовал свою власть в личных целях и не назначал своих родственников и потомков на важные государственные должности. ‘Умар рады Аллаху ‘анху был правителем огромного исламского государства, однако, членам его семьи это не принесло никаких материальных благ. Главной жизненной целью и заветной мечтой праведного халифа ‘Умара рады Аллаху ‘анху было возвышение и укрепление ислама. Он трудился ради распространения власти Шариата и торжества справедливости, и он смог добиться того, к чему стремился, по воле Всевышнего и с Его помощью, причём за очень короткий период — столь короткий, что в это даже трудно поверить. ‘Умар ибн аль-Хаттаб рады Аллаху ‘анху подал прекрасный пример всем мусульманам и следование этому примеру никогда не принесёт мусульманам ничего, кроме блага. Этот искренне верующий, богобоязненный, праведный и мудрый человек может служить образцом для мусульманских учёных, проповедников и просветителей, а также для простых мусульман. Всем нам есть чему поучиться у него, да будет доволен им Всевышний Аллах.

 

На основе книги 

ас-Салляби, ‘Али Мухаммад
«‘Умар ибн аль-Хаттаб. Второй праведный халиф»