Исламский портал
Волгоградской области
Мы в социальных сетях:

‘Аммар ибн Ясир

История пророков не знает таких сподвижников, как сподвижники Посланника Аллаха Мухаммада (мир ему и благословение).

 

История каждого из них, мухаджира или ансара – единственная и неповторимая.

 

Их воспитывал великий Пророк Мухаммад (мир ему и благословение).

 

Находившемуся среди них Пророку (мир ему и благословение) ниспосылались откровения (от Господа),  согласно которым он действовал.

 

Они выучили и сохранили для нас до Судного дня Коран, который мы читаем.

 

И довели до нас сунну Посланника Аллаха (мир ему и благословение), и распространили среди народа его послание.

 

Ради религии Аллаха они жертвовали самым дорогим, что есть у человека – своей жизнью, став тем самым светильниками на путь истины, образцами и примерами для подражания.

 

Все они прекрасны, и каждый из них прекрасен по-своему.

 

Они получали нур из окна пророчества и пили из родника Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) (т.е. получили от него знания и файз).

 

Мы постарались описать и показать истории из жизни этих великих людей, дополняя рассказ о жизни Пророка (мир ему и благословение), и дополнить эти истории свидетельствами, чтобы они навсегда запечатлелись в наших сердцах.

 

Эти мужи оказались верны завету, заключенному ими с Аллахом.

 

Они добились довольства Всевышнего, и сами остались довольными своим Господом.

 

Поистине, они лучшие сподвижники лучшего Пророка (мир ему и благословение).

 

Никогда в Мекке не случалось ничего более печального, чем история семейства Ясира.  

 

Как только Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) начал свою посланническую миссию, все они приняли Ислам и сразу же подверглись пыткам и мучениям, которые в конечном итоге привели к гибели двоих из них, ставших первыми шахидами в истории Ислама.

 

Ясир ибн ‘Амир, отец ‘Аммара, пришёл в Мекку из Йемена за несколько лет до того, как Мухаммад (мир ему и благословение) начал призыв к исламу, и заключил союз с Абу Хузайфом ибн Мугирой аль-Махзумом.  

 

Ясир, отец господина ‘Амара, вместе с двумя своими братьями  искал в Мекке своего брата. Не найдя его здесь, братья вернулись в Йемен, а Ясир решил остаться, ибо ему очень понравился этот город; он почувствовал его благодать и испытал радость. Но для мекканцев он был чужестранцем и потому решил обзавестись союзником, для чего и заключил союз с Бану Махзум.

 

Ясир женился на служанке Абу Хузайфы Махзума, по имени Сумайа, которая родила ему сына, ‘Аммара. По обычаям джахилийи сын служанки должен был стать рабом её господина, но Абу Хузайфа освободил мальчика, и ‘Амар стал вольноотпущенником Бану Махзум.

 

Сумайа родила ещё одного ребёнка, которого назвали ‘Абдулой. Вскоре  Абу Хузайфа умер, и семейство осталось без союзника и покровителя, оказавшись одним из самых слабых и беззащитных в Мекке.

 

Несмотря на арабское происхождение, они находились на положении рабов. Во времена джахилийи стать рабами можно было по разным причинам: например, попасть в плен на войне или каким-то другим образом.

 

И естественно, рабы, в том числе ‘Амар и его родители,  оказывались весьма уязвимыми.  

 

Когда в Мекке прозвучал призыв к Исламу, конечно, о нём услышали и члены семьи Ясира. Все они обратилась к религии Аллаха, став одними из первых уверовавших.  

 

Когда выявился Пророк (мир ему и благословение),  ‘Аммар поспешил к нему, уверовал в него и поддержал, крепко придерживаясь религии Аллаха. Он провёл с ним рядом некоторое время в доме у Аркама ибн Абу Аркама, затем вернулся к своей матери и передал ей услышанное от Пророка (мир ему и благословение). И она сразу же приняла эту веру.

 

Следом он отправился к своему отцу, который тоже без промедления принял Ислам.

 

Когда Махзумиты узнали, что члены семьи Ясира приняли Ислам, они были крайне недовольны этим и подвергли их самым разнообразным пыткам.

 

Главари племени испугались того, что, приняв Ислам, рабы и слуги начнут отрицать их идолов и всё, чему они поклонялись помимо Аллаха.

 

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) проходил мимо, когда их подвергали пыткам. Но, не имея возможности защитить их, он просил и умолял Аллаха, а к ним обращался:

 

«Делайте сабру, о семейство Ясира, вам обещан Рай!»

 

Госпожа Сумайа стала первой шахидкой во Вселенной после того, как был поднят на небеса наш господин ‘Иса (мир ему).

 

Первая кровь, пролитая на пути Аллаха после крови Хаварийинов, –  это кровь госпожи Сумайи, потому что после Хаварийинов, апостолов пророка ‘Исы (мир ему), никто не был убит на пути Аллаха за истинную религию Аллаха, кроме неё, и ничья кровь не была пролита на земле, кроме крови Сумайи!

 

Следом они убили её мужа Ясира, отправив его за ней,  и он   стал вторым шахидом в Исламе.

 

В том, что господин Ясир вслед за своей женой стал шахидом, есть своя мудрость.  

 

Ибо если  бы была убита только госпожа Сумайа, то враги Ислама могли бы сказать, что Ислам построен на крови женщин.

 

Однако был убит и господин Ясир, и стало ясно, что за Ислам проливали кровь как женщины, так и мужчины.

 

‘Аммара замучили пытками до такой степени, что он уже не понимал, что говорил, и даже произнёс слова, приводящие в неверие. Но его сердце при этом было наполнено иманом (верой).

 

Все знали, какое сабру (терпение) имел ‘Аммар и каким крепким он был.

 

И многих интересовало: откуда у него такая крепость, несмотря на то, что он произнёс слова куфра? Вскоре Аллах ниспослал в Коране аят о том, что, если сердце мусульманина полно имана, то произнесённые им под пытками слова куфра простительны.

 

А ведь он сохранил свой иман и свою религию, не отступил от них! Хотя и произнёс языком то, что хотели услышать многобожники. Пророк (мир ему и благословение) даже сказал ему: «Если они опять начнут своё, и ты снова скажи им то же!»

 

Затем Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал ему:

 

«Ты – правоверный мусульманин, Иншааллах!»

 

И  поведал сподвижникам, что, поистине, ‘Аммар полон имана от макушки до пят. Да будет Аллах им доволен за его полноценный иман.

 

Вместе с другими мусульманами ‘Аммар совершил Хиджру в священную Медину.

 

Он был одним из тех мухаджиров, которые построили первую мечеть Ислама, известную как мечеть «Кубаъ». Они собирали камни и построили мечеть.

 

В дальнейшем, в сражениях с язычниками и многобожниками, проявились его героизм и умение защищать Ислам.

 

‘Аммар ибн Ясир (да будет доволен им Аллах) является одним из ближайших сподвижников Пророка (мир ему и благословение), который восхвалил его множество раз.

 

‘Аммар ибн Ясир участвовал вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение) в сражении при Бадре, будучи первым и тогда единственным сыном правоверных родителей-мусульман.

 

После смерти Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) он продолжал совершать героические поступки, сражаясь против вероотступников и тех, кто выступил против исламского государства.

 

‘Аммар (да будет доволен им Аллах) отдавал этой борьбе все силы.

 

Конечно, участие в сражениях принимали и остальные сподвижники, но именно он всегда оказывался во время боя в первых рядах, ибо блестяще владел боевым искусством. А также умел поднять боевой дух у других. То есть, не только сам был храбрым бойцом, но и других делал отважными героями.

 

Его выкрики во время сражений имели большое значение для поддержания боевого настроя мусульман.

 

Во время своего правления ‘Умар ибн Хатаб Фарук (да будет доволен им Аллах)  командировал его в Куфу, поручив построить её и заниматься вопросами управления.

 

Каждому, кто знакомится с историей его жизни, становится очевидным, что он обладал самыми лучшими качествами. Об этом свидетельствует и принятие им Ислама одним из первых, и та смелость, с которой он объявил об этом, зная о предстоящих страданиях и мучениях, и воинская доблесть, и его героические подвиги.

 

И не случайно именно ‘Аммар ибн Ясир был назначен ‘Умаром правителем Куфы, находившейся тогда на передовых рубежах исламского государства.

 

А ведь ответственность ‘Умара (да будет доволен им Аллах) в делах управления  была общеизвестна. 

 

Таким образом, по поручению ‘Умара он стал первым строителем Куфы.

 

И не только строил её, но украшал и обустраивал.

 

При этом прославился среди людей похвальным образом жизни и справедливостью, заслужив любовь  ‘Умара (да будет доволен им Аллах) и уважение всех сподвижников.  

 

А когда случилась смута между ‘Али и Му‘авией, ‘Аммар увидел, что правда на стороне ‘Али и участвовал вместе с ним в бою при Сиффине.   

 

У господина ‘Аммара было определённое свойство имана, то есть его особенность всегда указывать на истину, где бы та ни находилась.

 

Поэтому, если хочешь знать истину, то посмотри, на что указывает он.

 

И если он указал на кого-то, значит тот прав.

 

Достаточно, что Пророк (мир ему и благословение) сделал его знамением, отличающим группу справедливых от несправедливых. Ведь обе группировки – и ‘Али, и Му‘авии – состояли из мусульман.

 

Истина была на стороне ‘Али, но они оба были мусульманами. Как сказал Всевышний в Коране (смысл):

 

«Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их ...»

 

Благодаря словам Пророка (мир ему и благословение): «‘Аммар будет убит группой несправедливых» он стал знамением и знаком, так как знал истину.

 

И действительно, в той войне он был убит, став шахидом.

 

‘Аммар был самым старшим из павших  в сражении при Сиффине, случившемся  в 37 году по хиджре. Ему было тогда девяносто с лишним лет.

 

И его смерть привела к прекращению битвы.

 

Сам Пророк (мир ему и благословение) дал господину ‘Аммару ибн Ясиру (да будет доволен им Аллах) описание, как бы поставив на нём печать.  Он (мир ему и благословение) сказал: «‘Аммара убьёт группа несправедливых».

 

Убийство ‘Аммара вызвало боль и поселило печаль в сердцах мусульман, даже тех из них, кто оказался на противоположной стороне. Все принялись вспоминать достоинства этого великого человека, терпеливого и искреннего.

 

‘Аммар большую часть времени проводил в размышлении. Он умел красиво молчать и не произносил ничего, кроме слов мудрости.

 

‘Аммар ибн Ясир был всесторонне развитым человеком, обладал качествами и воина, и администратора, и политика. Известен хадис, в котором говорится, что каждый раз, когда ему приходилось выбирать, он всегда выбирал правильное.

 

Таким образом, ‘Аммар ибн Ясир была известен как человек искренний, проявлявший терпение в испытаниях, даже подвергаясь пыткам, надеющийся получить воздаяние у Аллаха и добиться Его довольства.

 


Материал переведен с арабского и подготовлен телекомпанией «Махачкала-ТВ»

http://islamdag.ru/