Исламский портал
Волгоградской области
Мы в социальных сетях:

Мусульмане в годы Великой Отечественной войны

«Благодарю Вас за Вашу заботу о Красной Армии. Примите мой привет и благодарность Красной Армии» – Первый секретарь ЦК ВКП  Иосиф Сталин.

 

Великая Отечественная война является одной из наиболее ярких страниц истории нашей страны. Тяжкое испытание, посланное нам свыше, советский народ выдержал достойно. Люди, придерживающиеся разных религиозных воззрений, относящиеся к различным этническим группам, имеющие различные интересы и ценности, объединились перед общей угрозой и дали отпор неприятелю. Свой вклад в победу внесли и миллионы советских мусульман. Они служили на благо Родине, как в тылу, так и на фронте. К примеру, Татарстан потерял на полях сражений свыше 300 тысяч человек.

 

Советские имамы с первых же дней войны начали призывать мусульман встать на защиту своей страны. Со своим обращением к мусульманам Советского Союза обратился и муфтий ЦДУМ СССР Габдрахман Расули:

 

«Великий Аллах говорит в Коране: «Сражайтесь с теми, кто сражается с вами, но не будьте зачинщиками, ибо Бог не любит несправедливых». Великий пророк Мухаммед сказал: «Любовь к Родине, защита ее есть долг религии». Уважаемые братья – мусульмане!  Вышеизложенные изречения великого Аллаха и его пророка Великого Мухаммеда призывают вас, мусульмане, не жалея сил, сражаться на полях брани за освобождение великой Родины, всего человечества и мусульманского мира от ига фашистских злодеев. Оставшиеся в тылу мужчины и женщины, не поддавайтесь малодушию и панике, приложите все усилия для изготовления всех необходимых предметов для успешного ведения Отечественной войны и обеспечения жизни населения. В этой святой Отечественной войне против фашистской Германии и ее приспешников, доказав свою правоту, покажите перед всем миром верность своей Родине, молитесь в мечетях и молитвенных домах о победе Красной армии. Мы, ученые Ислама и духовные деятели, живущие в Советском Союзе, призываем всех мусульман к единодушной защите любимой Родины и мусульманского мира от германских фашистов и их приспешников. Молитесь великому и милостивому Богу о скорейшем избавлении врага, освобождении всего человечества и мусульманского мира от тирании человеконенавистников-фашистов».

На фото: Габдрахман Расули

На фото: Габдрахман Расули

 

 

Советские мусульмане доблестно сражались на полях сражений. В Татарстане каждый знает таких героев Великой Отечественной, как Ахметзян Сабиров, Хусейн Андрухаев и так далее. Только звания Героя Советского Союза были удостоены 516 мусульман. Много это или мало? Каждый сам ответит для себя на поставленный вопрос.

 

Сегодня бытует миф, раскручиваемый некоторыми средствами массовой информации, что большинство мусульман якобы практически сразу же перешли на сторону Гитлера. Однако это не совсем так. Гитлеровцы вели довольно-таки гибкую религиозную политику и делали упор, прежде всего, на антирелигиозный сегмент большевиков до войны. На оккупированных территориях в среде мусульман активно распространялись материалы, выставлявшие СССР исключительно как основного врага ислама. В частности, афишировались и активно раскручивались нацистами акты истребления духовенства и гонения на верующих в Советском Союзе. Также шло активное строительство мечетей и медресе, с той целью, чтобы предрасположить сердца мусульман в свою сторону. Массовые восстания против советского правительства и переход мусульман на сторону Гитлера, по мнению нацистов, открыл бы им доступ к бакинской нефти, без которой советские танки не смогли бы дальше вести военные действия. Но нацисты жестко просчитались. Подавляющее большинство мусульман отказались переходить на сторону врага и остались верными своей Родине.  

 

На фронте, когда каждый солдат и офицер осознает, что в любой момент может погибнуть, не могли обойтись без религиозной практики. Каждый солдат, вне зависимости от своего статуса и интересов, просил Всевышнего о Его милости.

 

В мусульманской среде наиболее ярким элементом духовной практики на фронте было коллективное чтение намазов. В условиях постоянного ведения боевых действий оно было редким  явлением по причине того, что затруднительно было взять и все разом отложить оружие. Однако в перерывах между боями мусульмане находили время коллективно помолиться Всевышнему и попросить Его милости и милосердия. Роль имамов, как правило, выполняли представители местного духовного управления или иных религиозных организаций.

 

Еще одним элементом религиозной мусульманской практики на фронте являлось чтение Священного Корана. Как правило, те же представители духовенства занимались чтением сур и аятов с целью повышения морального духа солдат.

 

За комментариями портал IslamReview обратился к очевидцу тех событий, ветерану войны Нуриахмату Гариповичу Гарипову. Он родился в 1924 году в селе Купка Кукморского района Татарской АССР. На фронт призван в  феврале 1943 года, службу отбывал в Белоруссии.

 

– На войне, в экстремальных условиях человек становится более набожным, –  говорит Нуриахмат Гарипов. – В нашей части было много мусульман – не только из Поволжья, но и Средней Азии, с Кавказа. Коллективные намазы вместе с ними мне удалось совершить лишь несколько раз – отвлечься от поля боя сразу всей группе солдат командиры не позволят. Но перед каждым сражением я обязательно читал про себя дуа и просил Всевышнего скорей покончить с этой ужасной войной, молил, чтобы по воле Господа скорее наступил мир.  

 

Альмир Хабибуллин

http://islamreview.ru/