Исламский портал
Волгоградской области
Мы в социальных сетях:

Чеченцы и Ингуши. Современная жизнь двух братских народов

Чеченцы.  Ингуши.

Современная жизнь двух братских народов

Чеченцы и ингуши -  эти  два народа  как два брата от одних  родителей.

Язык, культура, традиция, мазхаб,  тарикат -  почти все  у них  едино.

Я в этом удостоверился, совершив путешествие в  эти две республики  в    феврале  наступившего 2018 года.  В первую  пятницу месяца,   вечером,  я приземлился в столице Чечни  городе  Грозном.

Погода была прекрасная. В разгар зимней стужи  -   +8 градусов  тепла по Цельсию.

Город  Грозный имел  праздничный вид.  Кругом царили чистота и порядок.

Но главное, что поразило – это чеченцы, жители столицы.Обращали на себя внимание их улыбчивые,  радостные и благожелательные  лица.

Даже в глазах тех, кто  не просто неторопливо  прогуливался по городу, а   куда-то спешил по делам, не было холодной и колкой  отстраненности.

Я  также отметил, что и машины в  Грозном  передвигаются по городу со скорость не более 60 км в час.

Мной овладевало чувство восторга, когда я, прогуливаясь с друзьями по ночной столице, в каждом из  районов   видел красивые современные мечети.

В доме, куда  я  отправился с друзьями,  меня приняли с  прирожденным гостеприимством и щедростью.  Стол  был накрыт по-праздничному, и ломился от изобилия и разнообразия подаваемых блюд.

Но главное – это  застольное общение.

До 3-х часов ночи мы провели время в  непрерывном, насыщенном разговоре об истории,  традициях, религии, культуре чеченцев и таджиков.

Каждый рассказывал о своем народе.

Я узнал, что у чеченцев  и ингушей  один общий предок – вайнахи.

Именно вайнахи дали обоим народам единый язык, который отличается только диалектами.

В свою очередь, я рассказал  друзьям о том, что  таджикский язык принадлежит к индоевропейских языков.  Таджикистанцы  говорят на разных диалектах  персидского языка – «форси». Афганские же  таджики  называют  свой персидский язык «дари».

Весь следующий день я посвятил знакомству  с  жизнью, традициями и обычаями  двух братских народов: чеченцев и ингушей.

Я уже был в курсе  того, что    средневековая культура Чечни и Ингушетии является явлением в мировой культуре,   и что среди чеченцев и ингушей есть сторонники объединения вайнахов.

И вспомнилось мне, что персо-таджикский литературный язык,  до Октябрьской революции, оставался официальным языком узбекских ханств в Фараруд( историческая область в Центральной Азии).

Путешествуя   и общаясь  с жителями, я пришел к выводу, что без сомнения   дружба, взаимопонимание, уважение и братская любовь  чеченцев и ингушей  должны стать примером для всего мусульманского мира.  Когда я в селах  я увидел ряды  новых  одинаковых коттеджей с входными воротами, напоминающие «царские врата», я спросил: «Чьи это дома? Все красивые, выстроены в ряд,  и дворы  примыкают друг к другу? Складывается впечатление,  что вся постройка  одно целое?».

И услышал неожиданный ответ: «Живут в этих домах по - соседству  родители, дети, родственники. В каждом внутреннем дворике есть калитка,  которая предназначена для общения и хождения друг к другу».

Да и не только родственники, но и  соседи относятся друг к другу  по–дружески, с уважением.

Уважение и почитание старших  являются нравственным законом.

Младший по возрасту, когда видит старшего, знаком он с ним или же не знаком,  ведет себя как  рядовой солдат перед  старшим по званию.

Слова старших младшими не обсуждаются  и являются законом для действия. Что старший скажет, так должно и быть.

Путешествуя по столице Чечни, я ощущал себя,  как будто нахожусь в  санатории для особо важных персон.  Бросалась в глаза не только идеальная чистота улиц, но и ровный, спокойный  тон  разговоров. Я не услышал ни громких голосов, ни  нецензурной брани, ни споров на повышенных тонах.

Сама атмосфера  в Чечне так контрастировала с нашей действительностью, где  живут по принципу, «человек человеку – волк», «кто смел, тот и съел». Где не уважают  не только старших по возрасту, но и не чтут своих родителей.  Где разорваны родственные узы,  отцы бросают своих жен и малолетних детей. И  брат с братом  не   только  не хочет жить по – соседству, но и общаться.

Что касается соседей, то их отношения сегодня  пронизаны  завистью и ненавистью. И только страх перед законом сдерживает  вражду, которая  в любой момент готова вылиться в лишение жизни друг друга.

Я  сам, лично, являюсь свидетелем, когда из Москвы в Таджикистан отправлялись три гроба с телами  таджикских мигрантов.  Двое из них были убиты своими же земляками.

Я много общался с чеченцами и ингушами,  и мне не пришлось слышать, чтобы они плохо, с презрением и ненавистью говорили друг о друге, унижали свой народ перед другими народами.

Я видел, когда  чеченец и ингуш встречают человека своей нации, то независимо от того, знают они друг друга или же не знают, они встречаются как родные братья, проявляя тепло и уважение.

 Несколько дней я провел в обществе представителей древнего вайнахского народа.

Я отдохнул душой. Мой мозг находился в благостном состоянии. В своей жизни мне пришлось посетить  несколько  стран.  Но такой любви, дружбы и уважения  между  родственниками, соседями, городами и народами мне не пришлось видеть.

В  Москву я  вылетал  с аэропорта  Ингушетии.

На государственной границе, разделяющей Чечню и Ингушетию, стоит на посту простой ГАИшник. И всё! И в Ингушетии   меня доброжелательно как долгожданного гостя  приветствовали совсем незнакомые люди.

Покидая Чечню и Ингушетию,  я просил Аллаха, чтобы Он  вразумил весь  мусульманский мир и наделил всех мусульман таким же  взаимным уважением и любовью, какую я ощутил  у вайнахов.

С  душевной болью   я наблюдаю сегодня,  как отдельные  юные представители иных  народов стыдятся и отказываются от своей нации.

Надевая  тюбетейки,   они танцуют лезгинку, выдавая себя за чеченцев.  

 И по этому поводу  я обращаюсь к неразумным молодым людям:

«Миром управляет целый ряд традиций и законов.Знать, уважать и жить согласно традициям и законам наших  древних предков  наша с вами обязанность. Принципы человечности, нравственности, морали постоянны, извечны.  Не надо казаться. Надо быть чеченцем по духу.

Научитесь у чеченцев  гордиться  своей нацией, любить  своих родителей и уважать старших по возрасту. Научитесь ценить своего родного брата. Перестаньте унижать, оскорблять  свой народ и друг друга.  Не распространяйте сплетни и клевету о соотечественниках.  Не делайте подлости  и не посягайте на жизнь друг друга.  Прощайте и уважайте друг друга.  Только тогда,  только  в случае возвращения к своим  животворным  источникам   вы будете   походить на чеченцев.«Воистину, Аллах не меняет положение людей, пока они сами не изменят свои помыслы» (Сура Гром,11).

 

 

Руководитель комитета просвещения ФМР, ХАЙРИДДИН АБДУЛЛА