Исламский портал
Волгоградской области
Мы в социальных сетях:

Мусульманки России хотят достойного никяха и крепких семей

Каждая встреча и каждая возможность увидеть и услышать мусульманок из разных регионов огромной России — невероятная удача, для журналиста — возможность вникнуть в суть процессов, происходящих в умме и узнать мнения представителей разных регионов, женских общественных организаций, лидеров опытных и тех, кто только начинают свой путь в служении умме.

 

Два дня в центре Москвы, в «Президент-отеле», проходил Всероссийский съезд мусульманок, который организовал Международный женский клуб «Аиша». Тема, вынесенная для обсуждения, более чем актуальна: «Никях в светском государстве: права и ответственность».

 

Два года назад, когда мне довелось участвовать и работать на первом, учредительном съезде клуба «Аиша», еще было не ясно, как пройдет становление новой женской организации, каким содержанием наполнится ее деятельность. СубханАлла, время подтвердило, что сестры не ограничились декларациями и заявлениями. У «Аиши» есть и свое помещение в Москве, налажен выпуск журнала «Аиша», проводятся различные тематические встречи для сестер, программы для детей, общие праздники.

 

А ещё накапливается особый опыт — опыт помощи сестрам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Увы, как часто связаны человеческие трагедии с, казалось бы, фактом, который должен стать началом долгого и счастливого пути супружеской пары, создания семьи!

 

Никях, заключение религиозного брака в соответствии с требованиями религии, сегодня дискутируется особенно активно. Светские СМИ подвергают зачастую сомнению, нужны ли религиозные браки в светском государстве?

 

Сегодня не просто процедуру никяха, а семью, создаваемую верующими супругами, нужно защищать от извращений, неверного и вероломного использования установлений религии.

 

Женская мусульманская общественность всегда особо трепетно относится к институту брака и мусульманской семьи. Потому разговор на конференции просто не мог не получиться, не задеть самые различные аспекты, не выйти на предложения, касающиеся всей уммы.

 

«Какой-то полулегальный вариант ...»

 

Сестры из разных российских регионов готовились к нашему общему разговору, систематизировали свои наблюдения, делали интервью и статистическую аналитику. Полезным стало для всех обновление знаний о сути и требованиях при заключении никяха. И при всем том мы учитываем важнейшее внешнее обстоятельство: в современной России, как и в Советском Союзе до 1947 год, государство признает только браки, зарегистрированные в органах загса, со всеми юридическими и социальными последствиями.

конференц Аиша 4

Оговорюсь сразу: давно поддерживаю сторонников внесения изменений в российское законодательство в части признания религиозных браков. Если мы говорим об уважении чувств верующих, то как можно не уважать чувств, проявленных в лучшем — в венчании брака в христианском храме, в заключении никяха в мечети, в регистрации брака в синагоге?

 

Разве не в государственных интересах способствовать всеми мерами поддержки, чтоб мужчины и женщины не испытывали затруднений при создании семьи? Вместо поддержки звучат нелепые упреки: «не могли обойтись загсом? Зачем какой-то ... полулегальный вариант?» (именно так отзываются часто о религиозных браках).

 

Механизмы регистрации и сотрудничества религиозных организации и органов исполнительной власти в сфере семейно-брачных отношений при желании и воли можно продумать, заложить статьи в статистическую отчетность, обеспечить сохранность архивов и так далее.

 

Мусульманка из Перми, редактор журнала «Искренность» Хавва (Елена) Хрняк поделилась в своем выступлении серьезной озабоченностью: очень не редки случаи, когда мужчины, пользуясь недостаточной осведомленностью молодых мусульманок, настойчиво требуют от имамов срочного совершения никяха. Торжественное и праздничное событие, которое должно стать началом долгого и доброго пути, для которого требуется серьезная подготовка, превращается в молниеносную процедуру. Молодые девушки, новообращенные мусульманки, их опекуны не только не обговаривают размера махра (свадебного подарка), но, случается, и не знают об этом обязательном требовании.

 

А разве не становится шоком для женщины, когда она узнает, что её любимый скрыл, что у него есть другая жена, брак с которой зарегистрирован в органах загса?

 

Разве нет ущерба для конкретного человека, уммы, страны в целом, что растет число детей, родившихся в поспешных, а потому не крепких браках?

 

Ожидаемо и естественно, что с увеличением числа переселенцев из мусульманских регионов увеличивается число межэтнических и религиозных браков. Помочь грамотно, с соблюдением требований религии совершить никях — работа не только священнослужителей. В каждом мусульманском сообществе должна быть возможность получить литературу, посоветоваться и проконсультироваться со знающими людьми, еще лучше — встретиться с рядом специалистов (например, с психологом, специалистом по семейному законодательству).

 

К сожалению, как сказала наша пермская сестра, горячее желание жениться часто удовлетворяется. Институт никяха — при подобной практике — не защищает интересы женщины и будущих детей.

конференц Аиша 2

Дискуссию вызвало высказывание сестры о том, что опросы свидетельствуют: мусульманки больше доверяют регистрации в загсе, а значит, не доверяют установлению Всевышнего. Думаю, такая постановка вопроса не обоснована: женщина-мусульманка и ее опекун должны позаботиться о соблюдении прав и справедливости, они учитывают обстоятельства жизни в светском государстве. Многие совершают процедуру в загсе и сразу — никях в мечете! И это отнюдь не означает слабый иман или недоверие к Всевышнему! Разумность как раз в том и проявляется, чтоб сразу проявлять заботу о создаваемой семье.

 

«Осел или лошадь?»

 

Член клуба «Аиша», журналистка и писательница Лейла Наталья Бахадори известна своими публикациями именно на темы создания и сохранения семьи, воспитания детей и различных проблем женщин. Она поделилась с сестрами сравнением: представьте, что у лошади, такого красивого животного, стали длиннее уши, короче ноги, изменился хвост. Всего лишь. Но после этих изменений вы уже видите перед собой — ох! — осла.

 

Изменения, несоблюдения требований религии — не безобидные метаморфозы, считает Лейла. Исламский брак, то, как он прописан в Писании, — совершенный механизм для совместной жизни мужчин и женщин, рождения и воспитания детей, сохранения уважительного отношения между поколениями.

 

Именно перед заключением брака должны быть заданы серьезные вопросы, оговорены условия, выяснены обстоятельства. Спрашивать не стыдно! Спрашивать необходимо! В небольших селениях люди хорошо знают друг друга. В регионах, где большая часть населения мусульмане, женщина и ее интересы защищают также её семья и традиции. Иное — в больших городах, в регионах, где общины правоверных появились недавно.

 

В предварительных переговорах, например, опекуна невесты и жениха (или его представителей) должны быть выяснены вопросы: первый ли это брак? Если да, то есть ли дети в предыдущем браке? Есть ли условия для проживания новой семьи? Какими доходами будет обеспечиваться содержание дома и семьи? Сколько детей хотел бы иметь будущий муж? ... Подобные уточнения — не праздное любопытство! Вы должны понимать, с кем связываете свою жизнь. И тогда решение будет принято осознанным, ответственным, с пониманием последствий.

 

Добавлю к размышлениям Лейлы: сколько раз в жизни пришлось убеждаться — чем открытие и честнее поведение человека, чем проще и надежнее строит он отношения не только в семье, но и в сфере своей профессиональной деятельности, среди единоверцев. Если никях — не демонстрация потуг и роскошь взаймы на несколько дней, то супруги преодолеют неизбежные внутрисемейные сложности и внешние трудности. Ведь создание семьи, совместная жизнь в благочестии — так угодны Милостивому и Милосердному!

конференц Аиша 3

«Правильный или неправильный» никях?

 

Участница конференции Лилия Фаткуллина из Краснодарского края поделилась своими наблюдениями, мыслями и тревогами. Вот некоторые общие цифры: в крае до 10 процентов населения исповедуют ислам. За последние годы среди въехавших на территорию региона мигрантов до 16 процентов выходцы из Азербайджана, в большинстве мусульмане-шииты.

 

На брачном рынке (извините за столь прозаичную лексику) при существующих российских демократических перекосах стали все чаще заключатся браки межрелигиозные — мусульман с христианками. Девушки и женщины знают, что, в целом, мусульмане не пьют и не курят, крепче сохраняют семейные узы, намного реже отказываются от содержания своих детей. Известно и крайне неодобрительное отношение Ислама к разводам.

 

И все же! По мнению Лилии, межнациональные и межрелигиозные браки требуют особенно серьезной подготовки, а возможно, и сдержанности в плане их поддержки. Причин много.

 

«Только за последнее время мы столкнулись с несколькими случаями, когда женщины-христианки не знали, что с ними заключается так называемый „временный“ брак. При заключении никяха невесты были счастливы и ... невнимательны. Не поинтересовались всеми аспектами своего бракосочетания. Когда речь заходит о „временном“ браке, то почти со 100-процентной уверенностью можно предсказать, что такой никях постараются оставить в тайне от родственников. В последствии „временные“ мужья не считают, что у них есть какая-либо ответственность за жен... То есть перечеркиваются установления Ислама, пожелания нашего пророка Мухаммеда (мир ему и благословение) о том, что радость такого события надо разделить с обществом, он достоин особого праздника», — рассказала Лилия Фаткуллина.

 

Разъяснительная, просветительская работа, обязательная подробная беседа имамов с женихами и невестами, распространение доходчиво написанной и грамотной с религиозной точки зрения литературы — нужно осуществлять комплекс мер, чтобы минимизировать необдуманные и противоречащие исламу действия. Тогда не будет звучать печальный и недоуменный вопрос: правильный или неправильный никях мне прочитали?

 

Признаки счастья: знать и моделировать

 

Признаться, меня давно интересовала загадка: почему семьи живут так по-разному в плане требовательности к своему быту, к условиям ежедневного существования? Почему одни десятками лет теснятся в крохотных кухоньках и коридорчиках, а другие упорствуют, затягивают пояса потуже и все-таки строят для своих семей достойное жилье? Почему одни даже при наличии ресурсов не удосужатся пустить их впрок, а другие начинают с нуля и передают в наследство хорошую квартиру и дачу в экологически чистом месте, участок земли, ухоженный сад?

 

Признаюсь, завидую тем, кто вовремя, с юности узнал слова пророка Мухаммеда (мир ему и благословение): «Четыре вещи являются признаками счастья: хорошая жена, просторный дом, добрый сосед и удобное средство передвижения» (передал ибн Хаббан).

 

Согласитесь, правомерен вопрос: почему так нетребовательны, так сдержанны наши российские мусульманки в плане своих пожеланий о доме, о крове, где им предстоит создавать семью? Оговорку нужно сделать в отношении кавказских регионов, там серьезно относятся к строительству жилья для новой семьи (опять же, сказывается сила традиций).

 

Как факт: за последние годы у себя, на Севере России, я неоднократно поздравляла молодых с совершением никяха, но считанное число раз — с новосельем. Стала привычной ситуация: молодые снимают жилье, живут в квартирах временно отсутствующих родственников, на дачах в летнее время и прочие проходные варианты. Так формируется «синдром гостиницы», когда человек вырабатывает привычку не вживаться, не привыкать и не ценить место своего нахождения. Привычка, чреватая плохими последствиями: начиная от недолжным образом истраченных денег, кончая ущербом здоровью физическому и психическому.

 

Глубоко убеждена, что обязателен пункт о жилье в условиях никяха или при заключении в порядке гражданского права брачного договора. Прописанный четко, с указанием права собственности или долей недвижимости каждого из супругов. Сколько трагедий предупредит такая постановка вопроса!

 

Я предвидела неизбежные вопросы от сестер — участниц съезда о трудности индивидуального строительства, о дорогой и харамной ипотеке. Готовилась рассказать о программах жилищного строительства для молодых специалистов, о господдержке приобретения жилья молодым семьям, дать другую полезную информацию. Но у меня появилась хорошая помощница! В первый день съезда я познакомилась с Розалией Рахимовой из Омской области. Она рассказала, как её семья воспользовалась госпрограммой, беспроцентной ипотекой для жителей села. Государство полностью оплатило строительство их дома. Короткий рассказ Розалии закончился выводом: «Надо интересоваться возможностями и не бояться новых дел».

 

О среднестатистической мусульманке и общих процессах

 

В среднестатистические данные, конечно, не укладываются особенности судеб, не отражаются краски счастья и горечь беды. Но статистика необходима, если хотим понимать динамику изменений и намечающиеся тренды. И, конечно, если хотим не тушить пожары, а двигаться в ногу со временем.

 

На съезде было представлены результаты опроса, проведенного среди мусульманок Нижнего Новгорода. Вопросы касались проблем, связанных с хиджабом (например, есть ли трудности при посещении учебных заведений или устройстве на работу, есть ли возможность совершать намаз).

 

Отдельно стоит выделить вопрос о том, сложно ли покрытой мусульманке выйти замуж? И тут-то представительницам многих российских регионов вольно-невольно пришлось удивиться. По результатам опроса получилось, что хиджаб — не помеха, не создает препятствий для замужества. Даже с учетом канонического требования, что мусульманка может выйти за муж только за мусульманина. В то время как мусульманин вправе взять себе в жены мусульманку, христианку, иудейку. То есть брачный рынок для мужчины-мусульманина в разы больше.

 

В связи с данным нижегородским феноменов приведу факт, который зимой 2014 года узнала в поездке в Исламскую Республику Иран. Девушки в вузах Тегерана, обучающиеся совместно с юношами, имеют, казалось бы, больше возможностей для общения с противоположным полом, для дружбы и, соответственно, шансов выйти замуж. Но на самом деле быстрее выходят замуж девушки-студентки, которые учатся в Тегеранском женском исламском университете. То есть выбор жены, будущей матери своих детей молодые люди делают все-таки в большинстве своем, проявляя доверие исламскому воспитанию.

 

Равно и в своем регионе вижу, как быстро сватают девушек-мусульманок и — не успеешь глазом моргнуть — создаются новые семьи, рождаются детки.

 

Но тема брака — не только особенности и условия заключения никяха. Есть и необходимость думать о том, как с наименьшими потерями, в случае крайней необходимости, супруги могут пройти развод. К сожалению, очень мало исследований на эту тему. Сама процедура развода в нашей стране многими мусульманами понимается крайне упрощенно, если не примитивно: стоит три раза произнести слово «талак»...

 

Перечитав внимательно записи, сделанные на съезде, вынуждена признать не лучшее: процедура заключения брака сегодня облегчена и не обременительна, но катастрофически не хватает общих мер государства и общества, чтоб сохранить и поддержать семью, при необходимости вывести из кризиса, предотвратить распад отношений родителей между собой и с детьми, связи между поколениями.

 

Не случайно совпадение во времени: весной этого года наконец-то разработан проект концепции Государственной семейной политики в Российской Федерации, начато его обсуждение в регионах. Пытаются проявлять себя общественные объединения родителей, которым важны традиционные семейные ценности, сохранение понятий пола, адекватное природе воспитание девочек и мальчиков. В контексте этих процессов — голос и усилия исламского сообщества, предложения участниц съезда женщин-мусульманок, работа на местах.

 

Красота, которой присуща польза

 

В ходе рабочих сессий перед аудиторией выступили мусульманки, известные в российской умме, в различных деловых сферах. Конечно, мы особо отметили, как серьезно относится к выполнению своих задач Международный клуб «Аиша», которым руководит московская мусульманка Аиша Полосина. Её комментарии, доброжелательные представления перед докладами и презентациями иногда разворачивались в эмоциональные рассказы о деятельности сестер.

 

Порадовали своими новостями и приглашениями к знакомству с новинками фирмы «Ирада» Мария Сморчкова и Амина Шабанова. Благодаря инициативе этой компании в центре Москвы в этом году москвичи и гости столицы любовались огромным баннером с портретом мусульманки, которая держит в руках прекрасный букет тюльпанов.

 

В течение всего хода съезда работали журналисты исламских СМИ из регионов. Ин ша Алла, записи интервью, видео, фотосюжеты увидят зрители и слушатели. Далеко не всем журналистам удается поработать в таком сообществе прекрасно одетых, приветливых девушек и женщин. В нашем отеле дежурный администратор, после очередного приветствия, не удержавшись, высказался: «Вы все как солнышки! Что всем-то женщинам так не выглядеть?!»

 

Как приблизить желаемое

 

Давно ли в нашей стране под запретом была всякая религиозная литература? Давно ли всякая религия считалась «опиумом для народа»? Но не силах человеческих отменить Божьи установления.

 

В последнее десятилетие предприняты новые попытки искорежить мир: то объявить свободу выбора пола, то стимулировать создание однополых браков, то провозгласить, что человек за свою жизнь меняет сексуальную ориентацию несколько раз ... естественным образом.

 

Но у здравых и здоровых людей есть разум и способность принимать разумные решения, держаться Прямого пути. Участницы съезда в принятой резолюции отметили необходимость серьезного внимания в сфере исламского просвещения и воспитания, особого внимания при подготовке молодых людей к заключению никяха.

 

Принято решение создать рабочую группу с приглашением исламских ученых, представителей регионов, общественных деятелей для разработки унифицированного брачного контракта, который бы стал надежным документом для защиты интересов обоих супругов. А следующим этап в этой работе — конференция с повесткой, полностью посвященной защите прав супругов в исламском браке.

 

Принято решение об издании брошюр, разъясняющих основы исламского брака, различные аспекты семейного права и семейной жизни, авторами которых станут знающие и интересно пишущие люди.

 

Международный клуб «Аиша» пополнился на съезде новыми членами из различных регионов страны. К тому же у нас была возможность познакомиться непосредственно с условиями и программами, которые клуб создает для своих участниц в своем центре.

 

Надо отметить еще один итог, который в письменную официальную резолюцию не внести. Не первый год участвуя в различных конференциях мусульманок, должна признать, что мы стали иначе говорить о проблемах — более открыто, честнее, критичнее. Но при этом — к чести сестер — нет тренда скатываться к упрекам и обвинениям. Наоборот, общения и дискуссии выявляли особенности точек зрения, сестры делились опытом, старательно расспрашивали тех, кому удается продвигать интересные проекты в своих регионах.

 

Культурная программа, завершение нашего общения состоялось на теплоходе «Федор Ушаков». В последний день мая солнце щедро дарило свое тепло. Наслаждение доставляли прекрасные виды столицы и удивительно приподнятое общее настроение. В интервью коллеге с телекомпании «Архыз 24» я сравнила нашу жизнь в Исламе с течением реки. Не всегда оно ровное, не всегда одинакова глубина и скорость потока. Но река течет, а люди молятся и трудятся, строят свою жизнь. Все в жизни по воле Всевышнего.

 


Людмила Мишина, член Союза мусульманок России, 
член Международного клуба мусульманок «Аиша»
Москва — Петрозаводск 
Специально для musulmanka.ru