Исламский портал
Волгоградской области
Мы в социальных сетях:

АТ-ТАБАРИ - ОТЕЦ МУСУЛЬМАНСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

 

 

 

 

 

 

 

 Ат-Табари – великий персо-таджикский ученый, философ, писатель,  историк, основатель правовой школы, имам факих, мухаддис, муфасир -  автор  комментариев к Корану, вошедший в сокровищницу мировой культуры как «классик исламского богословия» и «отец мусульманской историографии».  

БИОГРАФИЯ

Абу Джа'фар Мухаммед ибн Джарир ат - Табариродился в Персии в конце 224—начале 225 по годам хиджры, то есть осенью 839 г., в городе Амул провинции Табаристан, на берегу Каспийского моря. Сегодня это Иран. По своему происхождению ат-Табари перс  из иранской семьи. Его склонность к наукам проявилась уже в раннем возрасте. В семь лет ат-Табари  уже  знал наизусть Коран.

Юношей он увлекся поэзией, серьезно занимался лексикографией, грамматикой, этикой, математикой. А такие богословские  науки как хадис,фикх,история  он изучил досконально. От природы ат-Табари был наделен уникальной памятью, имел  острый ум и обладал мгновенной реакцией. Талант, знание, мудрость, упорство позволили Табари основать свою религиозно-правовую школу –джаририйя и написатькрупнейшее произведение исламской историографии под названием «Тарих аль-русульва-ль-мулук» (в переводе с арабского означает «Истории пророков и царей»).

В родном городе АмулТабари получил   разностороннее образование. Уже в юные годы он понял свое призвание и великий смысл своей жизни: быть ученым, в течение всей жизни получать новые знания и обязательно передавать их другим людям и народам.

В таджикско-персидской научной  традиции  существует строгий обычай: обращаться к новым культурным центрам, с целью получения новых знаний, а для ученых - с целью распространения важнейших знаний о мире по истории, философии, религии, медицине, точным наукам, филологии.

Поэтому таджикско-персидские мудрецы, толкователи, философы , а также и те, кто хочет стать учеником великих мудрецов и ученых, уезжают из своих родных городов в другие страны и города.

После своих первых занятий в родном городе как и многие ученые персоязычного  мира Табари  отправился в путешествие в "поисках знания". Он много путешествовал по различным городам Халифата.  Ат-Табари подолгу жил в Рее, Багдаде, Басре, Куфе, снова в Багдаде, в Сирии и Египте. Его учителями были известные в мусульманском мире маститые ученые.

Табари стал   разносторонним ученым. Помимо наук, где он был особенно сведущ, — истории, фикха, экзегеза, рецитации Корана, — он занимался еще и математикой, и медициной.

Табари достиг уровня ученого-муджтахида, как ИмамА’зам Абу Ханифа, Имам Малик, Имам Шафии, Имам Ахмад ибн Ханбал. 

Табари обладал глубокими  знаниями в области толкования Корана, хадисоведении, фикхе, логике. Он в совершенстве владел арабским языком. Превосходно знал богословские решения сахабов, табиинов и великих ученых первых поколений. Ат-Табаривисламский  исторической литературе занял  одно из первых ведущих мест, и вошел в мировую историю как «отец мусульманской историографии».

Также Ат-Табари, основал свою собственную юридическую школу (мазхаб), получившую название ал-джаририйа по имени его отца. Эта школа не получила особого распространения. Она отличалась от школы шафиитского толка некоторыми положениями, не расходилась с ней в принципиальных вопросах.

Несмотря на то, что существовала ал-джаририйа сравнительно недолго, но расхождения ат-Табари с ханбалитским толком вызвали неприязнь к нему ханбалитов Багдада. Поэтому иногда ученый-богослов должен был укрываться от возмущенной толпы в собственном доме и опровергать обвинения в ереси.

Ученый ат-Табари на своем долгом и упорном пути к знанию многого достиг. Его руководством в жизни было изречение Пророка Мухаммада (с), который сказал: «Стремление к знанию есть долг каждого мусульманина». Но ученый всегда отклонял предложения о принятии какой-либо должности. Был очень скромен, ненавидел лесть, подхалимство и лицемеров. Например, он отклонил предложение занять пост судьи, предложенный визиром аль-Хакани. Отказывался ат-Табири также и от подарков, за которые не мог отблагодарить.

ТАБАРИ - «ОТЕЦ МУСУЛЬМАНСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ»

Висламский  исторической литературе Табари занимает одно из первых мест, как «отец мусульманской историографии». Великий ученый, толкователь, философ Табари по праву принадлежит к  истинным и гениальным  продолжателям  научных традиций, заложенных персидскими философами, мудрецами, толкователями, знатоками религии, которые во многих   областях стали открывателями научного направления мысли на Земле.

Ат-Табари был плодовитым писателем. Сообщается, что в течение сорока лет он ежедневно писал по 40 страниц.Он оставилбольшого количества сочинений по различным наукамна персидском и арабском языках. Важнейшие из них дошли до нас полностью или в больших извлечениях, и изданы в Европе и на Востоке. Сохранился его огромный, в тридцати томах, комментарий к Корану — "Джами' ал-байан фи тафсирал-Коран" ("Собрание разъяснений в толковании Корана"). В этом комментарии ат-Табари впервые собрал многочисленные документы, легшие в основу мусульманской экзегетики. Этот классический труд многократно использовался  последующими мусульманскими учеными-богословами и является также ценным историческим источником.

Ибн Хузайма сказал: «Я прочел его от начала до конца, и я не знаю человека на земле более знающего чем ибн Джарир.» (Сийаралам аль Нубала, 14:273).

Такого же мнения о нём имам Ан-Навави: «У него есть известная книга по истории и тафсир, равного которому ещё никто не написал…». (Ан-Навави.Тахзиб аль-асмава-ль-лугат. 1/78).

Джалалуддин ас-Суюти: пишет «…Тафсир имама Абу Джафара ибн Джарираат-Табари, о котором уважаемые учёные сошлись на том, что не было написано тафсира подобного ему».(Ас-Суюти.Аль-Иткан. 4/213).

Ибн Теймия сказал: «Наиболее достоверным из тафсиров, которые используются людьми, является тафсир  ибн ДжарираатТабари, потому что в нем упоминается мнение саляфов с доказанным иснадом, в нем нет нововведений, и в нем нет сообщений от сомнительных лиц» .(Маджму аль Фатава 13:358).

Он также сказал в Мугаддима фи Усуль алТафсир (стр. 35), относительно тафсира ибн Дажирира: «Это один из лучших и величайших тафсиров. Он основывался на мнение трех поколений муфассиров из саляфов: сахабов, табиинов и последователей табиинов. И он цитировал им мнение с иснадом. Это важная особенность книги, которая отсутствует у многих других тафсиров.

Другое сочинение ат-Табари — "Китабихтилаф ал-фукаха'" ("Книга различных взглядов факихов"), в четырех томах, — посвящено разбору правовых теорий различных юридических школ.

Но самым крупным произведением ат-Табари, справедливо принесшим ему мировую славу, является его историческое сочинение, типа всемирной истории, — "Та'рих ар-русулва-л-мулук" ("История пророков и царей"). В этом сочинении ат-Табари излагает историю от сотворения мира до современных ему событий. Он подробно и чётка рассказывает историю царей и их жизнь, рождение пророков и известий об них, и о том, что случилось во время жизни каждого из них.  

В"Та'рих ар-русулва-л-мулук" рассказывается о библейских патриархах, пророках, древних властителях, сасанидских царях, Мухаммаде (с) и правоверных халифах, Умавидах и Аббасидах. Начиная с хиджры, изложение приобретает характер летописи: рассказ ведется по годам хиджры и доводится до 302/915 г считается достоверным источником. Но очень часто в книге используются известные времени автора предания, которые считаются слабыми или ложными, но это не умоляет исторического значения самого его монументального труда. В целом, этот труд посвящён всеобщей истории человечества от сотворения мира вплоть до IX века. Эта книга "Та'рих ар-русулва-л-мулук" ценна тем, что содержит большое количество сведений об истории народов Ближнего и среднего Востока. В ней с достоверной точностью описана жизнь народов Средней Азии в VII— Х вв.

Свою монументальный труд на 30.000 листах ат-Табари завершил в 914 году. До нас произведение дошло в сокращенной авторской обработке. Но и сокращенный вариант труда настолько велик по объему, что в полном виде даже в конце XIX века он не мог быть представлен ни в одной из европейских библиотек.

Великийат-Табаритакженаписалбиографическийсловарь, вкоторомпривелфактыизжизниисторическихперсонажей, материалыкоторыхонпривлекалвкачествеисточника.Труды Табари создавались в период господства таджикско-персидской империи Саманидов (в 900-е годы) .

Именно в этот период наблюдается яркий расцвет великой культуры и науки. Столица Саманидов Бухара стала также центром новоперсидского языка «Фарсии Дари» «персидского дворцового (государственного) языка и литературы. Язык "персидский" является официальным государственным языком в Иране, Таджикистане, Афганистане. Новоперсидский язык становится дополнительным основанием развития единой культурно-исторической общности таджикско-персидского народа, его государственности, фундаментом сплочения всего мусульманского мира.

Так, именно при Саманидах, что является красноречивым свидетельством высокиx достижений мировой литературы, философии, религии, величайший персидский гений литературы Фирдовси начинает работу над созданием иранского национального эпоса Шах-наме. Новоперсидский язык, разработанный Абу ИбрахимИсма’ил ибн Ахмад Самани, является важным условием развития диалога культур и цивилизаций при переложении фундаментальных трудов Табари сначала на новоперсидский, а затем на важнейшие языки других народов мира - арабский,турецкий,урду, французский, английский и другие.

ДАТА СМЕРТИ

Великий ученый и богослов ат-Табари покинул этот мир - 26 шавваля 310/16 февраля 923 г. в Багдаде. История не сохранила для потомков его образ. Но имя его на протяжении веков живет в сердце каждого мусульманина. Ат-Табири является одним из создателей одной из самых величественных цивилизаций и культур в истории человечества, которая сегодня известна всему миру под названием «исламская цивилизация».

Руководитель комитета просвещения «Федерация мигрантов России», Хайриддин Абдулла.