Исламский портал
Волгоградской области
Мы в социальных сетях:

ФАХРУДДИН АР-РАЗИ

ФАХРУДДИН АР-РАЗИ

Фахруддин ар-Рази - великий персо-таджикский ученый, султан мутакаллимов, проповедник, факих, мухаддис, философ, видный комментатор Корана.

БИОГРАФИЯ

Абу Абдуллах Мухаммад ибн Умар аль-Хусейн ат-Тайми аль-Бакри ат-Табаристани Фахруддин ар-Рази. Родился он в 1149 году в города Рее. Его родители были из потомства Абу Бакра ас-Сиддика, да будет доволен им Аллаh. Отец Фахруддина ар-Рази был хатибом города Рей, отчего его прозвали Ибн аль-Хатиб (сын хатиба).

Фахруддин ар-Рази является ярким представителем много тысячелетней персоязычной культуры иранского народа. Как и многие персидские учёные он с детских лет изучал Коран, хадис, фикх. Обучение проходило как в доме, где учителем был отец, так и мечети, где существовали отдельные учебные классы типа медресе для детей младшего возраста.

От рождения Рази был наделен острым умом и уникальной памятью. Первоначальное знание в области шафиитского фикха, усуль аль-фикха и калама Рази получил от отца и аль-Камала ас-Симнани. А такую науку как философия он постиг под руководством Мадждуддина аль-Джили.

По окончанию медресе он продолжил свое обучение у маститых ученых, изучая различные науки: логику, калам, философию, математику, грамматику...

В поисках новых знаний ар-Рази посетил многочисленные города Среднего Востока. Фахруддин ар-Рази был суннитом и поддерживал акида ашаритом и был суфием.

Наряду с многочисленными достоинствами он обладал талантом проповедника. Проповедовал он не только на арабском, но и других языках. Его особый проповеднический дар захватывал чувства слушателей и вызывал плач. При этом он и сам много плакал. На его меджлисе в городе Герате присутствовали главы различных мазхабов и задавали ему вопросы. И он на каждый вопрос отвечал превосходным образом. Этот особый дар проповедника был у Рази в крови, и передался ему от отца, имама хатиба.

Его авторитет был столь велик, что по рассказу Шамсуддин ад-Давуди аль-Малики, когда Фахруддин ар-Рази седел (коня), то учителя всегда сопровождали 300 учеников, факихов и последователей. Фахруддин ар-Рази был‎ ученым, сведущим во многих науках, как в рациональных, так и в науке об ‎основах веры. Он также был профессионалом в области философии, усуль аль-фикха и калама.

Было принято считать местом появления и источником философии Древнюю Грецию. Фахруддин ар-Рази опровергал подобные утверждения. Он доказывал, что корни науки о мудрости, занимающейся поиском существования Бога, отвечающей на вопросы о принципах бытия находятся в Персии, великом Иране.

Скитаясь в поисках знаний по городам Среднего Востока Фахруддин ар-Рази не только учился, но и сам занимался преподавательской деятельностью. Его учениками были представители разных народов и разных научных школ и религиозных течений.

Ученый полемизировал с мутазилитами, ханбалитами, исмаилитами. Особенно часто ар-Рази полемизировал с каррамитами, которые обвиняли его в отступничестве от ислама и возможно имели отношение к его смерти.

Фахруддин ар-Рази свою научную деятельность посвятил изучению калама и философии. Его попытки сблизить калам и и науку о мудрости вызывали активное противодействие со стороны других исламских богословов, из-за чего за ним даже закрепилась репутация вольнодумца.

Ар-Рази служил при дворе гуридских султанов и хорезмшахов. Он основал медресе в Герате, где он и провел последние годы своей жизни.

На склоне лет ученый оставил философию и калам и посвятил последние годы суфизму. В своей книге: «И’тикадату Фиракиль-Муслимина» он написал: «Суфии – это те, кто постоянно размышляет. Они очистили свои души от желаний тела, связали сердца поминанием Аллаhа и всегда соблюдают адаб в отношение Аллаhа».


ТРУДЫ

Фахруддин ар-Рази является гордостью не только персо-таджикского народа . Это ученый с мировым именем и гордость всего исламского мира. Он стоит в одном ряду с такими персо-таджикский гениями как Авиценна , Умар Хайям, Фараби, Харазми, Имам Бухари, Газали и др.

Ар - Рази оставил человечеству огромное по своей исторической и научной значимости наследие. Ему принадлежит знаменитый тафсир «Мафатих аль-гайб», известный как «Ат Тафсируль Кабир». Это огромный труд толкования Священного Корана в 30-ти томах, в котором сокрыта мудрость. Тафсир Ар-Рази – уникальный ключ к пониманию Корана, хотя в мусульманском мире он считается несколько отклоняющимся от привычных толкований в сторону рационализма.

Наследие Рази содержит его труды в разных областях наук. Это Асас ат-такдис фи ильм аль-калям, Чахардах рисаля, Аль-Арбаин фи усуль ад-дин, Джами аль-улюм, Мухассал афкар аль-мутакаддимин ва-ль-мутааххирин, Ар-Рисаля аль-камалия фи-ль-хакаик аль-иляхия, Аль-Мабахис аш-шаркия, Итикадат фирак аль-муслимин ва-ль-мушрикин, Лубуб аль-ишарат …др. Их общее количество около 130 сочинений, из которых 5 посвящены коранической экзеге-тике, 40 — каламу, 26 — философии, 5 — фикху, 7 — арабскому языку и литературе, 7 — медицине, 5 — талисманам и геометрии, 2 — истории.

А из его книг, оставшихся в рукописи, известны такие как «аль-Маталибуль Алия», «Аксаму лляззат», «аль-Муляххас филь хикмати валь Мантик», «Шархуль уюн», «Нихаятуль укуль» и множество других.

Свои труды ар-Рази писал на своего родном персидском, а также и на арабском языках.

ДАТА  СМЕРТИ

Последние годы своей жизни великий персо-таджикский ученый провел в Герате. Он был уважаемым человеком, приближенным  ‎Султана Хорезма. Его посещали ученые из разных концов света. А его учениками были выходцы из разных стран. У Фахруддин ар-Рази сложились дружественные отношения с известным ученым Мухиддином ибн Араби, оставившим нам в наследие около 500 книг. Друзья находились в постоянной переписке. Ушел из жизни  Фахруддин ар-Рази в 1209 году в Герате.

Мир вписал его имя персо-таджикского ученого  в скрижали  мировой истории развития научной, философской и религиозной мысли. 

ПОСЛЕСЛОВИЕ АВТОРА

Знать имена и наследие наших персо-таджикских ученых сегодня долг каждого патриота. Сколько их, внесших неоценимый вклад в мировую историю и мировую науку, и посвятивших свои жизни формированию исламской цивилизации, знает только Аллаh.

Мы же сегодня должны гордиться своими предками-ариями. Ведь первые больницы, университеты и даже бани построили арийцы, представители персо-таджикского народа, опередив в этом Европу на 900 – 1000 лет. Первые библиотеки, которые насчитывали от одного до четырех миллионов книг, появились у персов в 900-е годы. В Европе же первая библиотека из 900 книг была создана только в 18 веке.

И прежде чем утверждать превосходство западно-европейской культуры , и пытаться навязывать народам мира «демократические ценности», европейцам необходимо заглянуть в глубины истории, артефакты которой в виде рукописных трудов персо-таджикских ученых из разных областей наук, перекочевали в тайные архивы западных «цивилизованных» государств. Не все научные труды по медицине, химии, физике, астрологии, философии и другим наукам удалось уничтожить в 6 веке при поджоге библиотеки, когда дым от пожара в Бухаре распространился на несколько миль и запах гари чувствовался в течение нескольких дней. Таджики должны осознать свою историческую мировую значимость.

Руководитель комитета просвещения «Федерация мигрантов России»,

Хайриддин Абдулла.