- Главная |
- Всё об исламе |
- Мы в исламе |
- Чеченцы и Ингуши. Современная жизнь двух братских народов
Чеченцы и Ингуши. Современная жизнь двух братских народов
Чеченцы. Ингуши.
Современная жизнь двух братских народов
Чеченцы и ингуши - эти два народа как два брата от одних родителей.
Язык, культура, традиция, мазхаб, тарикат - почти все у них едино.
Я в этом удостоверился, совершив путешествие в эти две республики в феврале наступившего 2018 года. В первую пятницу месяца, вечером, я приземлился в столице Чечни городе Грозном.
Погода была прекрасная. В разгар зимней стужи - +8 градусов тепла по Цельсию.
Город Грозный имел праздничный вид. Кругом царили чистота и порядок.
Но главное, что поразило – это чеченцы, жители столицы.Обращали на себя внимание их улыбчивые, радостные и благожелательные лица.
Даже в глазах тех, кто не просто неторопливо прогуливался по городу, а куда-то спешил по делам, не было холодной и колкой отстраненности.
Я также отметил, что и машины в Грозном передвигаются по городу со скорость не более 60 км в час.
Мной овладевало чувство восторга, когда я, прогуливаясь с друзьями по ночной столице, в каждом из районов видел красивые современные мечети.
В доме, куда я отправился с друзьями, меня приняли с прирожденным гостеприимством и щедростью. Стол был накрыт по-праздничному, и ломился от изобилия и разнообразия подаваемых блюд.
Но главное – это застольное общение.
До 3-х часов ночи мы провели время в непрерывном, насыщенном разговоре об истории, традициях, религии, культуре чеченцев и таджиков.
Каждый рассказывал о своем народе.
Я узнал, что у чеченцев и ингушей один общий предок – вайнахи.
Именно вайнахи дали обоим народам единый язык, который отличается только диалектами.
В свою очередь, я рассказал друзьям о том, что таджикский язык принадлежит к индоевропейских языков. Таджикистанцы говорят на разных диалектах персидского языка – «форси». Афганские же таджики называют свой персидский язык «дари».
Весь следующий день я посвятил знакомству с жизнью, традициями и обычаями двух братских народов: чеченцев и ингушей.
Я уже был в курсе того, что средневековая культура Чечни и Ингушетии является явлением в мировой культуре, и что среди чеченцев и ингушей есть сторонники объединения вайнахов.
И вспомнилось мне, что персо-таджикский литературный язык, до Октябрьской революции, оставался официальным языком узбекских ханств в Фараруд( историческая область в Центральной Азии).
Путешествуя и общаясь с жителями, я пришел к выводу, что без сомнения дружба, взаимопонимание, уважение и братская любовь чеченцев и ингушей должны стать примером для всего мусульманского мира. Когда я в селах я увидел ряды новых одинаковых коттеджей с входными воротами, напоминающие «царские врата», я спросил: «Чьи это дома? Все красивые, выстроены в ряд, и дворы примыкают друг к другу? Складывается впечатление, что вся постройка одно целое?».
И услышал неожиданный ответ: «Живут в этих домах по - соседству родители, дети, родственники. В каждом внутреннем дворике есть калитка, которая предназначена для общения и хождения друг к другу».
Да и не только родственники, но и соседи относятся друг к другу по–дружески, с уважением.
Уважение и почитание старших являются нравственным законом.
Младший по возрасту, когда видит старшего, знаком он с ним или же не знаком, ведет себя как рядовой солдат перед старшим по званию.
Слова старших младшими не обсуждаются и являются законом для действия. Что старший скажет, так должно и быть.
Путешествуя по столице Чечни, я ощущал себя, как будто нахожусь в санатории для особо важных персон. Бросалась в глаза не только идеальная чистота улиц, но и ровный, спокойный тон разговоров. Я не услышал ни громких голосов, ни нецензурной брани, ни споров на повышенных тонах.
Сама атмосфера в Чечне так контрастировала с нашей действительностью, где живут по принципу, «человек человеку – волк», «кто смел, тот и съел». Где не уважают не только старших по возрасту, но и не чтут своих родителей. Где разорваны родственные узы, отцы бросают своих жен и малолетних детей. И брат с братом не только не хочет жить по – соседству, но и общаться.
Что касается соседей, то их отношения сегодня пронизаны завистью и ненавистью. И только страх перед законом сдерживает вражду, которая в любой момент готова вылиться в лишение жизни друг друга.
Я сам, лично, являюсь свидетелем, когда из Москвы в Таджикистан отправлялись три гроба с телами таджикских мигрантов. Двое из них были убиты своими же земляками.
Я много общался с чеченцами и ингушами, и мне не пришлось слышать, чтобы они плохо, с презрением и ненавистью говорили друг о друге, унижали свой народ перед другими народами.
Я видел, когда чеченец и ингуш встречают человека своей нации, то независимо от того, знают они друг друга или же не знают, они встречаются как родные братья, проявляя тепло и уважение.
Несколько дней я провел в обществе представителей древнего вайнахского народа.
Я отдохнул душой. Мой мозг находился в благостном состоянии. В своей жизни мне пришлось посетить несколько стран. Но такой любви, дружбы и уважения между родственниками, соседями, городами и народами мне не пришлось видеть.
В Москву я вылетал с аэропорта Ингушетии.
На государственной границе, разделяющей Чечню и Ингушетию, стоит на посту простой ГАИшник. И всё! И в Ингушетии меня доброжелательно как долгожданного гостя приветствовали совсем незнакомые люди.
Покидая Чечню и Ингушетию, я просил Аллаха, чтобы Он вразумил весь мусульманский мир и наделил всех мусульман таким же взаимным уважением и любовью, какую я ощутил у вайнахов.
С душевной болью я наблюдаю сегодня, как отдельные юные представители иных народов стыдятся и отказываются от своей нации.
Надевая тюбетейки, они танцуют лезгинку, выдавая себя за чеченцев.
И по этому поводу я обращаюсь к неразумным молодым людям:
«Миром управляет целый ряд традиций и законов.Знать, уважать и жить согласно традициям и законам наших древних предков наша с вами обязанность. Принципы человечности, нравственности, морали постоянны, извечны. Не надо казаться. Надо быть чеченцем по духу.
Научитесь у чеченцев гордиться своей нацией, любить своих родителей и уважать старших по возрасту. Научитесь ценить своего родного брата. Перестаньте унижать, оскорблять свой народ и друг друга. Не распространяйте сплетни и клевету о соотечественниках. Не делайте подлости и не посягайте на жизнь друг друга. Прощайте и уважайте друг друга. Только тогда, только в случае возвращения к своим животворным источникам вы будете походить на чеченцев.«Воистину, Аллах не меняет положение людей, пока они сами не изменят свои помыслы» (Сура Гром,11).
Руководитель комитета просвещения ФМР, ХАЙРИДДИН АБДУЛЛА