Исламский портал
Волгоградской области
Мы в социальных сетях:

Намаз новичкам

Основные фарз действия в намазе, полноценный намаз изучайте по книгам в нашей библиотеке, в мечете и на уроках

 

1.     НАМЕРЕНИЕ

 

Намерение обязательно нужно совершить сердцем.

Например, читается: «Я намереваюсь совершить два ракаата утреннего обязательного (фарз) намаза»

Произнесение «Аллаху акбар» и намерение сердцем совершаются одновременно.

 

2.     ПРОИЗНЕСЕНИЕ «АЛЛАХУ АКБАР»

 

1). произносить слова на арабском языке так, чтобы слышал сам себя;

2). смотреть по направлению к Кибле;

3). совершать намерение при вступлении в намаз;

4). наступление времени намаза;

5). не растягивать первый звук (слова «Аллаху акбар») и звук [б], т. к. меняется смысл.

Если сознательно растягивать эти звуки, можно впасть в неверие. Греховно произносить «Аллаху а-акбар» или «Акба-ар», «Валлаху», или «Аллаху вакбар», или «акббар». Нужно произносить «Аллаху акбар».

 

3.     ВСТАВАНИЕ

 

Если совершаешь обязательный намаз, необходимо стоять, голова должна быть чуть-чуть наклонена, взгляд направлен на место суджды, между обеими ногами сохраняется расстояние равное пяди, пальцы ног направляются в сторону Киблы, пояс и колени держат прямо, ноги ставятся на одном уровне, не опираются на одну ногу, не вертеть головой по сторонам и не двигать телом.

Стоять, помня о Всевышнем Аллахе, боясь Его, и смиренно выполнять повеления. До вступления в намаз руки бывают опущены. Вступая в намаз, произносим «Аллаху акбар» и одновременно поднимаем руки. По завершении произнесения «Аллаху акбар» опускаем руки на место. Руки должны быть открыты, обе руки, вступая в намаз, поднимают к ушам, чуть растопырив пальцы. Большие пальцы должны быть напротив мочек ушей, остальные направлены в сторону Киблы. Верхняя их часть должна быть на верхнем уровне ушей, верхняя часть рук – напротив плеч. Кончики пальцев и ладони направлены в сторону Киблы. После этого руки потихоньку опускаются вниз и складываются между пупком и грудью чуть левее от середины. Левая рука должна находиться под правой, а правая рука должна обхватывать левое запястье. Указательный и средний пальцы можно вытянуть вдоль руки. Руки вперед не вытягивают и не закидывают за голову дальше ушей.

Женщины делают точно такие же действия. Некоторые алимы говорят, что женщине достаточно поднять руки до груди, но большинство алимов согласны в том, что лучше поднять руки, так же, как и мужчине. Мудрость в поднятии рук заключается в возвеличивании Всевышнего Аллаха, складывание под грудью слева – защита сердца.

Руки поднимаются к ушам в следующих случаях: когда опускаются на руку’ и поднимаются оттуда (поясной поклон); при вставании после первого «Ат-тахийяту».

 

4.     ЧТЕНИЕ «АЛЬ-ФАТИХА»

 

Для чтения «Аль-Фатиха» в намазе необходимо:

1). читать так, чтобы слышал сам себя;

2). не пропускать ни одного звука;

3). удвоенное чтение в четырнадцати местах;

4). растягивать все необходимые звуки;

5). не изменять ни одного звука;

6). читать по порядку;

7). читать подряд все по таджвиду;

8). чтение всей «Аль-Фатиха» стоя, не пропуская ни одного аята;

9). не пропуская ни одного аята («Бисмилла» тоже является ее аятом).

Если вместо «иййяка» прочитать «ияка», то намаз нарушается.

Также нарушается, если вместо «анамта» прочитать «ан амта» или «анамту»; вместо «наста ина» сказать «наста», затем с перерывом «ина». Если в «Аль-Фатиха» произнести другое поминание и не прочитать заново, то намаз тоже нарушается. Если пропустить хотя бы одно условие «Аль-Фатиха», то она будет несовершенна, и намаз, соответственно, не засчитывается.

 

5.     ПОЯСНОЙ ПОКЛОН (РУКУ‘)

 

Поясной поклон (руку‘) имеет три условия:

1). наклониться, чтобы ладони были параллельно коленям;

2). задержаться в таком положении на время, равное произнесению «Субханалла»;

3). при наклоне не иметь другой цели, кроме как для руку‘.

При совершении поясного поклона, возвеличивая Всевышнего Аллаха, одновременно произносят «Аллаху акбар». Руки поднимают так же, как и при вступлении в намаз.

Руку‘ завершается опусканием ладоней на колени и одновременным произнесением «Аллаху акбар». При этом поклоне спина и голова должны быть ровными, колени не согнутыми, руки должны лежать на коленях, пальцы рук немного разведены в стороны и направлены вниз, взгляд должен быть обращен на место суджды (земного поклона). Между коленями расстояние должно быть равное пяди. Порицательно наклоняться ниже обычного, наклонять или поднимать голову.

Мужчина должен отделить живот от колен, оба локтя не сильно отведены в стороны, а женщина должна их держать прижатыми.

На руку’желательно читать славословия. На руку’ три раза читают «Субхана раббиял азим ва бихамдихи».

 

6.     ПОДНЯТИЕ С ПОЯСНОГО ПОКЛОНА (И’ТИДАЛЬ)

 

И’тидаль – это возвращение в то положение, в котором находился до поясного поклона;  В и’тидале нужно задержаться на время произнесения «Субханалла». Нельзя подниматься с поясного поклона, кроме как для и’тидаля. При отсутствии хотя бы одного из этих условий намаз нарушается. И’тидаль является кратковременным составляющим, поэтому нельзя здесь подолгу задерживаться.

Поднимаясь с руку’, читается: «Сами аллаху лиман хамидаху». Это чтение тоже завершается (вместе) с завершением поднятия. Перевод: «Аллах принял хвалу восхвалявшего Его».

Имам читает это вслух, а ма’мумы про себя. На и’тидале нужно стоять так же, как в начале намаза, чуть склонив голову, опустив глаза и смотря на место суджды. Не поднимать руки к ушам при поднятии с руку‘ порицательно, но после того, как поднялся, не нужно подносить руки к ушам.

 

7.  ЗЕМНОЙ ПОКЛОН (СУДЖДА)

 

Суджда совершается семью частями тела: пальцы ног не должны отрываться от пола; колени, ладони и лоб должны быть прижаты к полу. При суджде лоб должен быть открыт, и ничто не должно мешать ему для соприкосновения с полом, т. е., местом поклона. Если на лбу есть рана и при совершении суджды боль усиливается, то можно сделать поклон, закрыв лоб.

При совершении земного поклона перечисленные части тела должны находиться на полу одновременно. Например, если поднять ноги до приложения лба, то суджда не считается действительной. Тяжесть головы нужно предать земле. Если, падая, коснулся пола, то считать, что сужда совершена, нельзя. Необходимо подняться и совершить поклон снова.

Бедра поклоняющегося должны быть выше плеч и головы, соответственно. Если плечи выше или находятся на одном уровне с бедрами, то суджда не считается выполненной.

На поклоне, приложив семь частей тела к полу (земле), нужно задержаться ровно настолько, сколько времени необходимо для произнесения «Субханалла». Если, не задержавшись, сразу же поднять голову, то суджда не будет совершена. При поклоне нельзя касаться лбом одежды, которая надета на молящемся, и может двигаться во время совершения суджды.

Земной поклон имеет шесть условий:

1) совершение поклона семью частями тела;

2) отсутствие цели при поклоне, кроме как для совершения сужды;

3) задержание на поклоне на время прочтения «Субханалла»;

4) поднятие бедер выше плеч;

5) предание тяжести головы земле;

6) несовершение сужды на двигающейся части одежды молящегося.

При несоблюдении хотя бы одного из этих условий суджда не считается выполненной, и, таким образом, нарушается намаз.

Суджда начинается с произнесения «Аллаху акбар». Завершается

его произнесение вместе с приложением лба к полу. Уходя на поклон,

представляют величие Всевышнего Аллаха и свое ничтожество. Сначала опускаются на колени, затем кладут руки, а потом прикладывают лоб, касаясь носом пола. Руки и ноги (пальцы) должны касаться пола свободно и ничто не должно им мешать. Сужда – это прикладывание самой высшей части тела – головы – на самое низшее – землю.

Женщина же, когда стоит и уходит на поясной и земной поклоны, должна держать ноги, колени и локти прижатыми к телу. Совершая суджду, руки не прижимаются друг к другу ни женщиной, ни мужчиной. Пальцы не нужно растопыривать, надо чуть-чуть приподнять и держать в таком положении. Это обязательно и для женщины, и для мужчины.

На суджде желательно трижды прочитать: «Субхана раббиял а ла ва бихамдихи» («С уверенностью говорю, что Всевышний Аллах пречист от всего, что не приличествует Своему Величию, и хвалой восхваляю Его»).

 

8.  СИДЕНИЕ МЕЖДУ ОБЕИМИ СУДЖДАМИ

 

Между обеими судждами нужно садиться так, чтобы спина была прямой. Сев, нужно задержаться на время произнесения «Субханалла».

Если сразу подняться и начать вторую суджду, то намаз не засчитывается. Нельзя подниматься с поклона, кроме как для исполнения рукну намаза.

Например, если, уколовшись колючкой, резко поднять голову и сесть, то это сидение за рукну не считается – нужно совершать суджду снова и потом только подняться. Затягивать сидение между обеими судждами не нужно.

Сидения между обеими судждами имеет четыре условия:

1) сидеть ровно;

2) задержаться на миг;

3) не поднимать головы с суджды, кроме как для намаза;

4) не растягивать слишком это сидение.

При несоблюдении хотя бы одного из этих условий сужда не считается выполненной, и, таким образом, нарушается намаз.

Поднимаясь с суджды, необходимо произнести «Аллаху акбар», поднятие и чтение начинаются и завершаются одновременно. Поднимаясь, надо вспомнить то, что Аллах превыше всего.

 

9.  СИДЕНИЕ ДЛЯ ЧТЕНИЯ «АТ-ТАХИЙЯТУ»

 

Поднимаясь с суджды для чтения «Ат-тахийяту», нельзя преследовать никакую другую цель, кроме как для этого. В каком бы положении ни сидел молящийся, фарз считается исполненным.

Руки также кладутся на колени, пальцы правой руки сжаты в кулак, а указательный палец направлен в сторону Киблы.

Дойдя до того места, где в «Ат-тахийяту» читают «илла ллагь», указательный палец приподнимают, чуть-чуть согнув. До завершения намаза или вставания на следующий ракаат нужно держать палец, не шевеля им. После поднятия пальца, до произнесения салама, глаза направлены на этот палец.

Смысл этого заключен в том, что мы сердцем, телом, глазами и языком указываем на единство Аллаха. Шевелить пальцем порицательно.

Некоторые алимы говорят, что при движении указательного пальца нарушается намаз. Большой палец должен находиться под указательным пальцем и прижат к среднему.

 

10.  ЧТЕНИЕ «АТ-ТАХИЙЯТУ»

 

Ат-тахийят-уль-мубаракату-с-салавату-ттаййибату лиллах(и)

Ассаламу ‘алайка айюха-н-набийю ва рахматуллахи ва барака-тух (у)

Ассаламу ‘алайна ва ‘ала ибади ллахи-с-салихин (а)

Ашхаду алла илаха илла ллах

Ва ашхаду анна Мухаммада-р-расулуллах.

«Ат-тахийяту» обязательно нужно читать на арабском языке. Также нужно читать сидя (тому, кто способен сидеть).

Чтение последнего «Ат-тахийяту» является фарзом, а предыдущего – суннатом. Если не прочитать первое «Ат-тахийяту», то намаз не нарушается, но при этом желательно совершить суджду-сахв

(Суджуд сахв (араб. سجود السهو‎‎) — земной поклон, совершаемый при упущении или оплошности во время намаза. Если в намазе допущена ненамеренная ошибка, то в конце намаза перед «саламом» желательно (сунна) дважды совершить земной поклон –«садждату-ссахви», и только после этого произносят «салам» и завершают намаз. Даже если вы закончили совершение намаза и только после «салама» вспомнили, что допустили ошибку (но не совершили действие, нарушающее намаз, и после «салама» не прошло время больше, чем необходимо для совершения двух ракаатов), то и тогда можете совершить «садждату-ссахви» и после этого еще раз произносите «салам».)

Как бы молящийся ни сидел при «Ат-тахийяту», намаз засчитывается и действителен. Тот, кому трудно сидеть в положении ифтираш или таваррук, может сидеть, касаясь пола верхней частью ног. Это положение называется ик’а. Поднимаясь с суджды на «Ат-тахийяту», произносится «Аллаху акбар». Поднятие с суджды и произнесение «Аллаху акбар» происходит одновременно и также завершается.

На месте, где читают «Ас-саламу алайка», представляют Пророка Мухаммада, дабы поприветствовать его. Нужно быть уверенным, что твой салам до него дойдет.

При чтении «Ас-саламу алайна ва ‘ала ибади ллахи ссалихина» нужно иметь намерение поприветствовать всех рабов Аллаха, находящихся на небесах и на земле, живых и мертвых. При таком намерении до всех праведных рабов (люди, ангелы, джинны) дойдет приветствие, и они ответят тебе.

Смысл приветствия – быть защищенным Аллахом от всех бед, недостатков и грехов.  Их дуа Всевышний не отвергает. Если один из праведников не ответит на приветствие, то Всевышний Сам отвечает на салам.

В «Ат-тахийяту» при каждом упоминании имени Пророка Мухаммада этично будет произносить «сайидина».

 

11.  ЧТЕНИЕ САЛАВАТА

 

Самое малое в салавате – это «Аллахумма салли ала Мухаммад» («О Аллах, благослови Мухаммада, связанного с Твоим возвеличением»).

Во втором «Ат-тахийяту» желательно читать салават роду Посланника Аллаха. Например: «Аллахумма салли ‘ала Мухаммадан ва ‘ала али Мухаммад».

После всего прочитанного необходимо прочитать это последнее, очень важное дуа: «Аллахумма инни аузу бика мин азаби джаханнама ва мин азабиль кабри ва мин фитнатиль махя валь мамати ва мин фитнатиль масихи ддаджжал».

(«О, мой Аллах, я прошу защиты Тобой от мук Ада, от мук в могиле, от смуты жизни и смерти, и от смуты даджжала»).

В достоверном хадисе приводится пример для его обязательного прочтения. Не прочитать дуа после «Ат-тахийяту» порицательно.

 

12.  ЗАВЕРШЕНИЕ НАМАЗА САЛАМОМ

 

Произнесение первого салама – фарз. Минимальное для салама – это «Ас-саламу алайкум». Салам имеет девять условий. Произнесение «Ас-саламу», но не «Саламун», обращение «алайкум» во множественном числе, т. е. при произнесении «алайка» салам не засчитывается, произнесение обоих саламов, не прерываясь на другие слова и произнося их одно за другим, произнесение салама, повернувшись к Кибле, произнесение так, чтобы сам слышал и без ошибок.

Необходимо один раз произнести салам «Ас-саламу алайкум».

Полное положение – это дважды произнесенный салам. Оба раза произносят «Ас-саламу алайкум ва рахматулла».

Оба салама начинаются с того, что молящийся обращен лицом к Кибле, и завершаются полным поворачиванием головы в стороны. При первом саламе желательно полностью повернуть голову вправо так, чтобы сзади сидящий мог видеть правую щеку сидящего впереди. При втором саламе повернуть голову влево так, чтобы сидящий сзади мог видеть левую щеку сидящего впереди.

Оба салама желательно отделить друг от друга. При саламе нужно сердцем вознамериться выйти из намаза. Но если такое намерение возникает в начале салама, то намаз нарушается. После чтения салавата и дуа желательно сердцем совершить намерение выйти из намаза. Затем, пока взгляд направлен вперед, начинаем приветствие. Сначала поворачиваем голову направо, всем сердцем намереваясь поприветствовать всех ангелов, джиннов и мусульман, находящихся справа от нас. То же самое повторяется при приветственном повороте влево. При обоих случаях желательно, чтобы начало и конец приветствия совпадали с началом и концом поворота головы. Этим намаз завершается.

После завершения намаза воздаем хвалу Аллаху за возможность совершать этот намаз, просим прощения у Него за ошибки, допущенные в намазе, и за грехи. Читаем азкары, дуа, предписанные для чтения в это время. Просим у Всевышнего помощи и возможность совершить намаз так, чтобы Он был доволен.

 

13.  ОЧЕРЕДНОСТЬ И ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ

ВСЕХ СОСТАВЛЯЮЩИХ

 

1) совершение намерения;

2) чтение «Аллаху акбар» при вступлении в намаз;

3) вставание для намаза;

4) чтение «Аль-Фатиха»;

5) совершение поясного поклона (руку‘);

6) поднятие с руку‘ (и‘тидаль);

7) совершение земного поклона (суджда);

8) сидение между обеими судждами;

9) сидение для чтения «Ат-тахийяту»;

10) чтение «Ат-тахийяту»;

11) чтение салавата Пророку;

12) произнесение салама;

13) соблюдение очередности.

Примечание. Намаз, совершенный с нарушением этой очередности, не засчитывается. Если сознательно совершить одно рукну раньше другого или по забывчивости пропустить одно из них, то намаз считается недействительным, ибо нарушается указанный порядок. Нужно вернуться к забытому или пропущенному рукну и с того места продолжить намаз. Но если вспомнить о пропущенном рукну только после совершения такого же рукну в следующем ракаате, то этот ракаат не засчитывается и к намазу прибавляется еще один ракаат. В конце намаза совершается суджда-сахв.

 

ТРЕТИЙ И ЧЕТВЕРТЫЙ РАКААТЫ

 

После «Ат-тахийяту» читается салават: «Аллахумма салли ‘ала сайидина Мухаммад». Затем, вставая на третий ракаат, руки поднимают к ушам, как при вступлении в намаз. Как было выше описано, после этого совершают третий и четвертый ракааты, затем вновь читается «Ат-тахийяту».

В последнем «Ат-тахийяту» читается салават Пророку, его роду и сподвижникам, т. е. полностью.

 

 Подробнее в рубрике Всё о намазе